Япония

flyagi

January 24th, 2015 , 12:05 am

Фляги Японии

M1892 . Стеклянная фляга ёмкостью 0,75 л., в чехле из кожи, прототипом для которой послужила "прусская" стеклянная фляга M1867. Выбор именно немецкой фляги объясняется тем, что c 1885 года японское правительство модернизировало армию по прусскому типу, используя германское снаряжение как образец для разработки собственных моделей.

Кожаный чехол фляги состоял из двух отдельных частей, нижняя из которых использовалась как своеобразная "кружка". Ранний вариант фляги выпускался с карабином для крепления внутри хлебной сумки, но во время японо-китайской войны 1894-1895 года выяснилось, что такой способ ношения имеет множество недостатков, и в начале 1895 года был выпущен новый вариант фляги, с чересплечным ремнём.

Хлебная сумка обр. 1892 года, с крюком для крепления фляги внутри:

Во время боевых действий в Маньчжурии выяснилось, что при низких температурах вода в стеклянных флягах замерзает, и они часто лопаются. Кожаная "кружка", которая разбухала от воды и часто примерзала к фляге, также оказалась крайне непрактичной. 9 января 1895 года военное ведомство приняло решение начать разработку новой модели фляги. Но по ряду причин, новая модель была принята на вооружение только через три года. Для временного решения проблемы, нижнюю часть фляг начали оплетать соломой, а кожаную кружку заменили чашкой из сандалового дерева:

M1898 , алюминиевая фляга ёмкостью 0,54 л., принятая на вооружение 21 октября 1898 года, и официально использовавшаяся до 27 марта 1939 года. С появлением новых моделей, фляги обр.1898 года стали называть "флягами старого типа".

Инспекционное клеймо в виде звёздочки:

Клеймо Токийского арсенала, в виде стилизованного цветка сакуры ( на начальном этапе, фляги производились самим арсеналом):

Корковая пробка:

Сравнение: фляга M1898 ( первая слева ), и аналогичные фляги более поздних выпусков, предназначенные для бытового использования ( применявшиеся также службой гражданской обороны):

С 1898 по 1905 год корпус фляги окрашивался в чёрный цвет. Приказом от 31 января 1905 года, в целях лучшей маскировки, фляги стали окрашивать в землисто-коричневый цвет, а с мая 1920 года - в оливковый.

Так как предполагаемый срок службы фляг должен был составлять 20 лет, 27 октября 1898 года была выпущена памятка по обращению с новым алюминиевым снаряжением. В ней предписывалось обращаться с алюминиевыми флягами и котелками максимально бережно - запрещалось (в мирное время) подвергать их прямому нагреву на огне, а во избежание коррозии не рекомендовалось оставлять в котелке кислые продукты, например, традиционные маринованные сливы "умэбоси". Эти ограничения были сняты только 13 марта 1913 года, когда было выпущено достаточное количество алюминиевых фляг и котелков, и даже появился некоторый переизбыток ( к февралю 1915 года скопились излишки в виде 500 тонн алюминия и 300 тысяч комплектов фляг и котелков, которые предполагалось продать какой-либо из воюющих стран). Проблема с коррозией была окончательно решена только в 1923 году, с появлением "Almite" - технологии анодирования алюминия при помощи щавелевой кислоты, запатентованной японской компанией "Riken".

С 1898 по 1919 год кожаный подвес для фляги выпускался в двух вариантах - для пехоты и для кавалерии. Отличие состояло только в расположении регулировочной пряжки ремня, располагавшейся с правой стороны подвеса - в пехотном варианте, с левой стороны подвеса - в кавалерийском (по уставу, пехотинцы носили флягу через левое плечо, кавалеристы - через правое).

В 1919 году был введён единый универсальный подвес из тесьмы, для всех родов войск:

Сравнение подвесов обр. 1898 года и 1919 года:

С июля 1922 года, для упрощения конструкции, подвес изготавливали из тесьмяных лямок одинаковой ширины:

Примеры использования:


В 1900 году военным инженером Масахиро Хоритани был предложен проект фляги с встроенным фильтром для очистки воды. Но фляга не пошла в производство, так как после полевых испытаний военное ведомство посчитало конструкцию фильтра слишком сложной для военного применения.

"Тип 99" , алюминиевая фляга ёмкостью 1 л., принятая на вооружение 21 апреля 1930 года, и получившая окончательное название ("Тип 99") только в 1939 году ( "99" - 2599 год по японскому летоисчислению, или 1939 год по европейскому календарю). Зачастую, флягу ошибочно называют "Тип 94", что не совсем верно, так как 2594 год по японскому летоисчислению соответствует 1934 году.

21 октября 1940 года приказом было объявлено, что в целях экономии алюминия, корпус фляги допускается изготавливать из стали. Размеры и форма фляги оставались прежними, незначительно менялся лишь её вес ( вес алюминиевой фляги составлял 250 граммов, вес стальной - 270 граммов).

Разновидности подвесов для фляги "Тип 99" :

Ранний тип подвеса. Корковая пробка удерживалась при помощи кожаного ремешка, сила прижима которого регулировалась при помощи пряжки, находящейся с правой стороны подвеса. В официальных армейских документах подвес для этой модели фляги именовался как "Тип Шо-5 для фляги "Тип 1930" .

Шо - 5 Тип А . 30 сентября 1941 года к ремешку, удерживающему пробку, была добавлена ещё одна пряжка, для более плотного и надёжного закрывания.

Шо - 5 Тип B . 20 ноября 1941 года была принята новая, упрощённая версия подвеса. Пробка удерживалась при помощи тесьмы, пропускавшейся сквозь петли, находящиеся c обоих сторон подвеса:

Шо - 5 Тип C . В ноябре 1942 года, для ещё большей экономии, металлические регулировочные пряжки чересплечного ремня были заменены брезентовыми петлями:

Разновидности пробок для фляги "Тип 99" :

Модель А , корковая пробка раннего выпуска, c верхней частью из алюминия:

Модель B , пробка из дерева, принятая 29 июля 1940 года. Для её изготовления использовались сандаловое дерево и клён.

Модель С , корковая пробка c верхней частью из алюминия, принятая 16 апреля 1942 года.

Модель D , пробка из резины, принятая 2 мая 1943 года.


Комплект инструмента, предназначенный для ремонта фляг и котелков в полевых условиях:

警告! Keikoku! Внимание!
Современные копии китайского производства:



Маркировка на флягах: даты выпуска :

1937 год , 九七 ( 2597 год по японскому летоисчислению ):

1938 год , 九八 ( 2598 год по японскому летоисчислению ):

1939 год , 九九 ( 2599 год по японскому летоисчислению ):

1940 год , 二六00 ( 2600 год по японскому летоисчислению ):

1941 год , варианты маркировки:

1) 二六0一 ( 2601 год по японскому летоисчислению ):

2) 昭和十六 ( 16 год эпохи Сёва по японскому летоисчислению ):

1942 год , варианты маркировки:

1) 昭和十七 ( 17 год эпохи Сёва ):

2) 昭和一七 ( 17 год эпохи Сёва ). Цифра "17" - также означает 1942 год:

1943 год , варианты маркировки:

1) 昭和十八 ( 18 год эпохи Сёва ):

2) 昭一八 ( 18 год эпохи Сёва ):

1944 год , варианты маркировки:

1) 昭和十九 ( 19 год эпохи Сёва ):

2) 昭一九 ( 19 год эпохи Сёва ):

1945 год , 昭二0 ( 20 год эпохи Сёва ):

Маркировка на флягах: логотипы производителей , слева направо:

Nasu Aluminum Manufactory Ltd (Nigiriya); Osaka Aluminium Factory; Ikeda Aluminum; Nippon Aluminium Co :

Nitto Aluminium Factory Ltd :

Дополнительная маркировка в виде японской буквы "Ро" в кружочке, означает, что фляга была изготовлена из алюминиевого лома, переработанного из посуды, собранной в домашних хозяйствах.

Собранный алюминиевый лом:

Из рекламного каталога Nasu Aluminum Manufactory Ltd:

http://flyagi.livejournal.com

Примеры использования:


Зимний утеплённый чехол для фляги, обр. 1939 года:


1) Утеплённый чехол для котелка
2) Утеплённый чехол для фляги, обр. 1936 года.
2) Доработанная версия чехла для фляги, обр. 1939 года. Для улучшения теплоизоляции, на боковые стороны чехла были добавлены дополнительные завязки.

Фляга в зимнем чехле:

Фляга для офицерского состава , с алюминиевым корпусом и резьбовой крышкой в виде стаканчика, принятая на вооружение 9 сентября 1912 года.

Фляга в чехле раннего типа, с кнопками расположенными с боковых сторон сверху:


Чертёж-спецификация фляги:

Пример использования:

Фляга в чехле позднего типа, с фронтальным расположением кнопок:


Чертёж-спецификация фляги:

Примеры использования:


Фляги Императорского флота и морской пехоты .

На флоте (в отличие от Императорской армии), и офицеры и матросы использовали один, единый тип фляги.
Алюминиевая фляга раннего выпуска, с корковой пробкой и алюминиевой чашкой:


Примеры использования:


Алюминиевая фляга с резьбовой крышкой в виде стаканчика. У фляг раннего выпуска стаканчик и фурнитура изготавливались из латуни.

Позже, латунные стаканчик и фурнитуру заменили апюминиевыми. Стаканчик окрашивался в чёрный цвет.

Примеры использования:

Керамические и резиновые фляги :

Приказом от 10 декабря 1943 года было объявлено, что алюминиевые фляги допускается заменять флягами из других металлов, а также резиновыми и керамическими:


Керамическая фляга:

Туристические алюминиевые фляги :


Школьницы с алюминиевыми флягами:

Алюминиевые фляги производства Nasu Aluminum Manufactory Ltd, ошибочно описываемые в некоторых источниках (например, в книге "Japanese Military Uniforms 1930-1945"), как "кавалерийские", "офицерские" и т.д. Выпускались (предположительно) в конце 1920-х годов.


Судя по штампу "Made in Japan", фляги предназначались для экспорта в другие страны.

Кружки :

Эмалированная кружка:

Кружка из анодированного алюминия:

Примеры использования:


Из каталога для резервистов, выпуска 1930 года:

Юмористическая открытка - привал в Маньчжурии:

Патриотический плакат - женщина из организации домохозяек "Kokubo Fujinkai" угощает воинов чаем:

Фляги послевоенного производства :

Алюминиевая фляга Морских сил самообороны, 1957 год:


Алюминиевая фляга Морских сил самообороны, 1966 год:


Алюминиевая фляга и чехол наземных сил самообороны 1950-1960-х годов:

Зимние чехлы для фляг:

Пластиковая фляга:

Чехол фляги ВВС:

Чехлы фляг наземных сил самообороны:

Примеры использования:


Любое использование либо копирование материалов допускается только со ссылкой на источник: https://flyagi.livejournal.com

Tags: Японские фляги