На разбившемся в Сирии Су-30 катали постороннего?

Александр Степанов, 14 мая 2018

В Сирии продолжают гибнуть российские лётчики. Сперва 3 мая в акватории Средиземного моря потерпел крушение истребитель Воздушно-космических сил Су-30СМ. Пилот и штурман погибли. Следом 7 мая при выполнении боевой задачи разбился ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор». Обстоятельства обеих катастроф выглядят довольно запутанно. «Наша Версия» изучила возможные причины случившихся ЧП.

О Су-30 известно, что проблемы на его борту появились практически сразу после взлёта. Как сообщают очевидцы, истребитель поднялся примерно на 200 метров, после чего вместо дальнейшего набора высоты неожиданно начал «клевать» носовой частью. Именно в этот момент по какой-то причине произошло резкое падение тяги в одном из двигателей. При попытке разворота истребитель стал заваливаться на левую сторону и вскоре рухнул в море недалеко от города Джебла. От удара у самолёта целиком оторвало левое крыло и хвостовое оперение. Предварительная версия трагедии – попадание в двигатель птицы. Однако она неокончательная, для установления причин катастрофы потребуется время. Для этого уже принято решение поднять самолёт со дна моря.

В Минобороны сразу исключили возможность того, что самолёт мог быть сбит. Поскольку ЧП произошло в районе аэропорта, который с начала года боевики пытались неоднократно атаковать, его территория сегодня тщательно контролируется всеми техническими средствами. В частности, в районе Хмеймима активно используются средства наблюдения, в том числе современные радиолокационные средства, акватория Средиземного моря просматривается на десятки километров. Так что любой пуск ракеты в этом районе был бы зафиксирован – конечно, если бы об этом потом согласились сообщить.

Не вызывает сомнения и квалификация лётчика. Командир самолёта майор Альберт Давидян много раз выполнял подобные боевые задачи. Техническое состояние самолёта также называется безупречным: Су-30СМ прошёл полный цикл предполётной подготовки, к его состоянию нареканий у специалистов не возникало. Вот почему сразу возникли подозрения, что в ситуации с падением Су-30 что-то нечисто.

Пилот отказался спасать себя

Версия с попаданием птицы в двигатель действительно выглядит правдоподобно: орнитологическая обстановка в районе Хмеймима всегда считалась достаточно сложной. При этом, по оценкам специалистов, при отказе одного силового агрегата у истребителей Су-30СМ обычно хватает мощности, чтобы вернуться в пункт базирования на втором. Однако это трудно сделать, если столкновение происходит на взлёте, когда машина находится на малой скорости и на больших углах атаки. Тогда образуется так называемый разнотяг, самолёт начинает кренить и вращать, отчего удержать машину в воздухе становится очень сложно. Обычно в такой ситуации лётчик принимает единственно правильное решение – срочное катапультирование. Почему же экипаж не воспользовался катапультой?

В связи с этим наблюдатели обращают внимание на одно обстоятельство. При взлёте с авиабазы Хмеймим транспортные и пассажирские борта сразу поворачивают в сторону моря. У истребителя алгоритм взлёта несколько иной, а потому за счёт высокой тяговооружённости он набирает высоту «свечкой». Однако разбившийся истребитель взлетал именно как транспортный или пассажирский самолёт. Отсюда возникла версия: в самолёте мог находиться не штатный штурман, а посторонний пассажир, которого пилот не хотел подвергать излишним перегрузкам.

По информации «Нашей Версии», на истребителе «катали» офицера из штаба ВКС. Однако случилась нештатная ситуация, которая подразумевала срочное катапультирование. Катапультирование на малых высотах весьма опасно и связано с высоким риском травматизма даже для подготовленных пилотов, потому пассажир фактически оказался обречён. И именно из-за этого, пытаясь спасти ему жизнь, пилот до последнего пытался выровнять самолёт и вернуться на аэродром вылета. В пользу версии нахождения в самолёте постороннего говорит и тот факт, что о командире экипажа разбившегося истребителя сразу же сообщили полную информацию. О втором пилоте до сих пор ничего не известно.

Валерий Горбенко, генерал-лейтенант, командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО (1998–2001):

– Инцидент с истребителем Су-30СМ, который произошёл в начале мая, – это очевидное нарушение лётной дисциплины. Можно сказать, что во время выполнения боевой задачи в самолёте находился человек, которого там точно не должно было быть. Именно это привело к трагедии. К сожалению, человеческий фактор всегда присутствует в авиации, главная задача командования – не допустить, чтобы он влиял на безопасность полётов.

И тем более это касается случаев со смертельным исходом.

О происшествии с вертолётом Ка-52 пока нельзя говорить так однозначно. Сейчас в Сирии наступило некоторое затишье, летать стали гораздо меньше, возможно, наступил период некоторой расслабленности. В Сирии работает комиссия, её задача – настроить пилотов на соблюдение строгой лётной дисциплины, чтобы больше подобные трагедии не повторялись.

«Аллигатор» попал под обстрел

Такая же неоднозначная история случилась спустя всего четыре дня. 7 мая в Сирии потерпел катастрофу ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор». Оба лётчика погибли. Согласно официальной версии машина могла упасть из-за технической неполадки. Какой именно – не называется. Увы, опыт боевого применения авиации показал, что в реальности состояние техники порой находится далеко не на том высоком уровне, о котором обычно заявляют общественности. Достаточно вспомнить недавний скандал: в конце прошлого года бывший командующий ВКС России, а ныне сенатор Виктор Бондарев заявил, что сирийская кампания выявила критические недостатки в работе электроники вертолётов Ми-28. «Электроника провальная: ничего лётчик не видит, ничего не слышит, – отметил тогда сенатор. – Очки ночного видения лётчики называют «смерть пилотам». Когда безоблачно – всё прекрасно, как только дымочка какая-то, то лётчик потом три дня ходит с красными глазами». Как сообщалось, позже электроника была доработана. Однако на самом ли деле все ошибки были исправлены и не обнаружились ли другие неполадки, можно только гадать.

Есть, впрочем, и неофициальная версия причины катастрофы: вертолёт был сбит при проведении планового полёта во время патрулирования. По информации «Нашей Версии», вертолёт мог быть сбит с земли зенитной артиллерийской установкой ЗУ-23-2. Стрельбу из ПЗРК можно исключить, поскольку боевики обычно снимают процесс пуска и выкладывают в Сеть подробный видеоотчёт о сбитом самолёте и вертолёте. Эксперты считают, что причиной трагедии могло стать неправильное планирование полёта.

Справка

Потери ВКС РФ в Сирии

24 ноября 2015 года истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24М в районе сирийско-турецкой границы. В тот же день во время операции по спасению лётчиков сбитого Су-24М был подбит и совершил вынужденную посадку вертолёт Ми-8, впоследствии уничтоженный боевиками. Погибли двое военнослужащих.

* 12 апреля 2016 года в районе города Хомса потерпел крушение боевой вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник», погибли два члена экипажа.

* 8 июля 2016 года боевики запрещённого в РФ «Исламского государства» сбили вертолёт Ми-35М, выполнявший боевое задание вблизи Пальмиры. Оба лётчика погибли.

* 1 августа 2016 года в результате обстрела с земли был сбит вертолёт Ми-8. Вертолёт возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Погибли пять военнослужащих.

* 3 ноября 2016 года многоцелевой вертолёт Ми-35М подбит боевиками из ПТУР в провинции Хама. Он совершил вынужденную посадку. Экипаж не пострадал.

* 13 ноября 2016 года во время тренировочного полёта с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море потерпел крушение истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался.

* 5 декабря истребитель Су-33 при посадке на палубу «Адмирала Кузнецова» выкатился за пределы посадочной полосы и упал в воду. Пилот катапультировался.

* 10 октября 2017 года при взлёте с аэродрома Хмеймим в Сирии разбился бомбардировщик Су-24. Экипаж в составе двух человек погиб.

* 31 декабря 2017 года в 15 километрах от аэродрома Хама в Сирии потерпел крушение российский вертолёт Ми-24. Погибли два пилота, пострадал ещё один член экипажа – бортовой техник. По официальным данным Минобороны, причиной аварии могла стать техническая неисправность.

* 3 февраля 2018 года Министерство обороны РФ сообщило, что боевиками был сбит штурмовик Су-25. Самолёт потерпел крушение «при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб». Лётчик погиб.

* 6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим разбился российский транспортный самолёт Ан-26, погибли 32 человека.