Ребёнок старшего дошкольного возраста находится на переходной ступени от дошкольного возраста, где основные нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где уже ведущим видом деятельности является учебная.
Но это происходит только тогда, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в дошкольном детстве (мышление и воображение). Без высокого уровня развития этих процессов невозможно успешное обучение в школе.
Вот здесь-то немаловажное значение имеет игровая деятельность, в частности, коммуникативные игры, которые направлены на формирование и развитие навыков общения у дошкольников.
Игры без всякого преувеличения можно назвать своего рода «витаминами» душевного благополучия детей. Под яркой и привлекательной формой скрывается масса педагогических возможностей.
Вначале мы посмотрим игру малой подвижности «Друг мой», где ярко видны взаимодействия детей друг с другом. Дети с закрытыми глазами перемещаются в игровом пространстве, проговаривая слова о поиске друга. На последней фразе останавливаются и открывают глаза, протягивают руки, здороваются и называют своё имя тому, кто стоит напротив.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с партнёром, доброжелательно осуществлять тактильные контакты; закрепление умения быстро находить себе пару.
Ход игры
Выбирается водящий — Золотой гусь. Дети стоят в кругу или врассыпную. Золотой гусь идёт вдоль детей и в произвольном порядке легко дотрагивается до них. Игроки, которых коснулся Золотой гусь, встают за ним, положив правую руку на правое плечо впереди стоящего ребёнка, и двигаются за водящим под слова:
Я — Гусь Золотой,
Поведу всех за собой.
Кому лапу протяну,
За собою поведу.
Игра повторяется до тех пор, пока все дети не окажутся в цепочке за Золотым Гусем. Затем все останавливаются и говорят:
Раз, два!
(2 хлопка в ладоши.)
Остановись!
(Ставят руки на пояс.)
Вправо-влево повернись!
(Повороты корпуса вправо-влево.)
А теперь не зевай,
(Грозят пальцем.)
Себе пару выбирай!
(Ставят руки на пояс и топают ногами.)
Дети быстро встают в пары. Оставшийся без пары ребёнок становиться Золотым Гусем.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с партнёром, выражать позитивное отношение друг к другу; активизировать внимание и физическую активность, способности к кооперации.
Ход игры
На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите детей выбрать тот остров, на котором им хотелось бы жить.
Нужно предупредить ребят, что один из островов очень скоро затонет в море, и его жители будут вынуждены быстро переселиться на какие-то другие острова. После того, как все разместятся, назовёте цвет острова, который тонет. Задача участников разместиться на оставшихся четырёх других островах. Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не соберутся на одном острове.
Игру можно проводить в начале или конце занятий.
Цель: развитие внимания, слуха, двигательной реакции, умения ориентироваться в пространстве; формирование позитивного отношения к другим людям; обучение умению легко вступать в контакт с партнёром.
Ход игры
1-я часть: дети двигаются врассыпную.
2-я часть: 3 раза хлопают, кружатся вправо, затем повтор движений влево.
Конец: найти партнёра, протянуть руку, пожать, сказать: «Здравствуйте!»
Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, умение взаимодействовать с партнёром, выражать позитивное отношение друг к другу, согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Ход игры
1-я часть: дети стоят в кругу парами лицом к центру, в середине водящий (стоящий за партнёром выглядывает справа и слева из-за плеча впереди стоящего и говорит: «Ищи!», затем перебегает к другому партнеру (впереди стоящий остаётся на месте).
2-я часть: сзади стоящие выбегают в круг, берут с собой водящего и двигаются по кругу.
Конец: найти себе пару, встать впереди партнёра, кто не нашёл себе пару, становится водящим.
Цель: развитие умения контактировать с различными партнёрами по игре; формирование доброжелательных взаимоотношений.
Ход игры
Дети двигаются врассыпную, после окончания музыки или по сигналу, найти партнёра и коснутся его носом, рукой, плечом, спиной и т.д.
Цель: проявление симпатий друг к другу, взаимоуважения.
Ход игры
Все игроки становятся в круг, в центре круга водящий. Водящий закрывает глаза, вытягивает вперёд руку, кружится с закрытыми глазами по часовой стрелке. Все игроки в кругу, держаться за руки и водят хоровод вокруг водящего (против часовой стрелки) и проговаривают слова:
Арам-шим-шим, арам-шим-шим.
Арамия-Дульсия, покажи-ка на меня.
Север, запад, юг, восток
Стоп!
Все останавливаются. На кого указывает рука водящего, выходит в центр круга и становятся спиной к водящему. Дальше все хором произносят слова «Раз, два, три! В одну сторону смотри». Игрок с водящим должны повернуть голову в любую сторону. Если повернулись в разные — обменялись рукопожатием, если в одну — обнялись по-дружески.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с партнёром, выражать позитивное отношение друг к другу, умение работать в группе.
Ход игры
Дети разбиваются на маленькие группы (по 5—6 человек), и каждая группа продумывает инсценировку какого-либо действия (животного, вид спорта и т.д.).
После подготовки каждая группа без слов показывает своё действие. Каждый такой показ предваряется одной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем». Дети остальных групп должны отгадать, кого или что изобразила другая группа. И так каждая группа.
Более сложным вариантом этой игры является индивидуальный показ.