— (1)В конце года вы должны выбрать себе профессию, наиболее отвечающую
вашим склонностям и способностям, — говорил учитель. — (2)От выбора
профессии зависит вся ваша дальнейшая жизнь. (3)Трудность еще и в том, что у
вас большой выбор... (4)Вот, например, вы! — неожиданно обратился он к
Беловой. — Что вы собираетесь делать после окончания школы?
(5)Валя медленно поднялась, с удивлением оглянулась по сторонам и пожала
плечами:
— (6)То есть как что? (7)Буду учиться
— (8)Где?
— (9)Точно еще не знаю. (10)Вы же сами говорите, что выбор у нас большой и перед нами открыты все двери.
— (11)Двери открыты — это верно, но это не значит, что туда пустят всех без
разбора.
— (12)Меня пустят!
— (13)Вы в этом уверены?
— (14)Да!
— (15)Ну хорошо. (16)Садитесь, — сказал учитель и вернулся к столу.
(17)Прежде чем сесть, Валя снова оглянулась на подруг, подняла брови и, видя,
что Константин Семенович на нее не смотрит, постучала пальцем себе по лбу.
— (18)В жизни много различных путей. (19)Есть пути тернистые, трудные,
неизведанные, — это пути творческих исканий, дерзаний, где на каждом шагу
встречаются препятствия, и их нельзя обойти. (20)Прокладывая свой путь в
жизнь, нужно бороться, доказывать, идти на риск, жертвовать... (21)Хотя,
впрочем, рядом есть пути легкие, протоптанные, широкие. (22)И прежде чем
выбрать, прежде чем тронуться в путь, нужно проверить свои силы, свои
убеждения, желания, способности... (23)В жизни очень важно понять свое
назначение и найти лучшее применение своим способностям. (24)Представьте
себе, что одаренный человек, благодаря каким-то обстоятельствам, занимался
бы всю жизнь не своим делом. (25)Возьмем для примера Ивана Петровича
Павлова. (26)Допустите на одну минуту, что он с юных лет начал работать,
скажем, телеграфистом; жизнь его сложилась бы так, что он до старости сидел
бы где-нибудь на станции и выстукивал телеграммы. (27)Как много потеряло бы
человечество!
— (28)Вы думали о своей профессии? — спросил учитель, внимательно глядя на Аксенову.
— (29)Думала, — со вздохом сказала Таня, — но ничего хорошего не придумала.
(30)Скорей всего пойду в электротехнический институт.
— (31)Почему?
— (32)Потому, что папа так считает...
— (33)Хорошо. (34) Садитесь.
(35)Валя Белова ткнула пальнем в спину сидящую впереди Холопову и, когда та
откинулась назад, прошептала:
— (36)Встань за меня, а я за тебя!
— (37)Алексеева Анна! — вызвал учитель следующую. (38)На задней парте
стремительно встала девушка с тонкой, гибкой фигурой. (39)Ее нельзя было
назвать красивой, но она сразу запоминалась черными живыми глазами.
(40)Когда учитель взглянул на Аню, лицо ее пылало. (41)Даже уши и шея
порозовели.
— (42)Алексеева, а вы выбрали себе профессию?
— (43)Нет. (44)Я хочу учиться, но не знаю где. (45)Мы с мамой перебрали много
профессий и ничего не могли решить.
— (46)Так... (47)Садитесь, пожалуйста.
(48)Когда Константин Семенович вызвал Белову и вместо нее встала Клара
Холопова, некоторые девушки с недоумением переглянулись между собой, но
учитель не придал этому значения.
(49)Белова была одной из лучших учениц класса, кандидат на золотую медаль.
— (50)Ну, а вы кем собираетесь быть? — спросил он, приветливо глядя на
отличницу.
— (51)Я, вероятно, буду регулировать уличное движение! — сказала девушка,
близоруко прищурившись.
(52)Приветливое выражение в глазах Константина Семеновича исчезло.
— (53)Что ж... (54)Профессия не плохая, — сухо сказал он. — Особенно сейчас,
когда транспорт так сильно развивается. (55)Садитесь!
(56)Катя Иванова порывалась поднять руку и разоблачить эту глупую выходку,
но какая-то сила удерживала ее. (57)«Нельзя выдавать подругу», — подумала
она, хотя вся кипела от возмущения.
(По Г. И. Матвееву*)
*Герман Иванович Матвеев (1904—1961 гг.) — русский писатель. Его книги для
подростков посвящены школьной жизни, проблемам воспитания.