(1)Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального,
духовного, человеческого...
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и
если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.
(5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы
его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.
(6)На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая
дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях —
дендрохронология.
(7)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие
новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении, к нужному
месту. (8)В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только
«навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы.
(9)Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда
одни и те же.
(10)Что и говорить о «генетической памяти»!
(11)Память вовсе не механична. (12)Это важнейший творческий процесс:
именно процесс и именно творческий. (13)Запоминается то, что нужно, путем
памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые
навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты...
(14)Память противостоит уничтожающей силе времени. (15)Это свойство
памяти чрезвычайно важно.
(16)Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее.
(17)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы
предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (18)Память —
преодоление времени, преодоление смерти. (19)В этом величайшее
нравственное значение памяти. (20)«Беспамятный» — это прежде всего человек
неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые,
бескорыстные поступки.
(21)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не
проходит бесследно.
(22)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не
сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.
(23)Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная
оценка совершённого.
(24)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки.
(25)Без памяти нет совести.
(26)Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (27)Семейные
фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального
воспитания детей, да и взрослых. (28)Уважение к могилам предков.
(29)Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям
труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. (30)Всё это дорого нам. (31)И
подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям,
старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие
воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный
климат, в котором живёт народ.
(По Д. С. Лихачёву *)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999) — советский и российский
филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.