(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», – говорится в
древнерусской летописи. (2)Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.
(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их
культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как
сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.
(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы
людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же
языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А
сущность человека – это не только общечеловеческие представления о том, что
есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей.
(8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя
определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного
духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями.
(9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего
рода, своей семьи.
(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная
жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно
понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и
взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для
того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к
чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.
(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат:
народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI–XII векам,
археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в
обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам
восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само
название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе
того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» – люблю и «ло́гос»
– слово.
(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в
памятниках VI века – сочинениях византийских и арабских историков и
писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины
VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском
историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим
информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о
местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях,
о природных условиях, растительном и животном мире. (21)Узнаем и об их
внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе
жизни, языке. (22)Авторы V–VII веков знали славян под собирательным именем
венедов, венетов, антов и собственно славян.
(23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены
односторонне. (25)Поэтому по ним довольно трудно восстановить целостную
картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о
славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все
письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М.
Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории.
(28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в
летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в
начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников – очевидцев событий,
византийские хроники.
(31)Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни
восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI
веке в Москве.
(32)В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим
сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного
произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М.
Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской
истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить
воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить
русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную
ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми
обладала отечественная наука в начале XIX столетия.
(Из книги «Русская народная словесность»*)
* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.