Критерии оценивания ответа | Баллы |
Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом | |
Указание по оцениванию:
Если по критерию выставляется баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется баллов | |
Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления и балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей / тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания | |
Указание по оцениванию:
Если по критерию выставляется баллов, то по критерию выставляется баллов | |
Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод | |
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания | |
Качество приводимых социальных фактов и примеров | |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов / примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею / тезис / положение / рассуждение / вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.
Имеется явная связь каждого факта / примера с приведённой в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом | |
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт / пример, подтверждающий иллюстрируемую идею / тезис / положение / рассуждение / вывод.
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.
ИЛИ
Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты / примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею / тезис / положение / рассуждение / вывод.
Имеется явная связь каждого факта / примера с приведёнными в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.
ИЛИ
Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.
Имеется явная связь каждого факта / примера с приведёнными в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления и балла | |
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников;
. Факты / примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании | |
Максимальный балл | |