(1) Теория прежде действия хочет знать, что делать; практика действует, не заботясь о том, что надобно прежде решить, что делать.
(2) Главное отличие человека от животных есть вопрос почему? (3) Надежда разрешить этот вопрос составляет возможность жизни для человека. (4) Я не постигаю, как живут люди, которые не признают этого вопроса или не имеют надежды разрешить его! (5) Жизнь для них без цели - тогда зачем она? (6) Если бы я когда разуверился в этой надежде, я бы застрелился в ту же минуту. (7) Люди, которые смеются над усилиями искателей причины причин, отрекаются от своего человеческого достоинства и равняют человека с животным.
(8) Этот вопрос так важен, что всякое действие человека при малейшем размышлении приводится к этому первому почему, от которого зависит разрешение всех дальнейших вопросов; действовать смотря по обстоятельствам есть фраза бессмысленная, ибо для того, чтобы смотреть, надобно решить прежде, что из усмотренного правда, что ложь, что основное, что второстепенное, что постоянное, что случайное, но для рассмотрения всех сил элементов обстоятельства опять нужно разрешение первого почему. (9) Ответ на это почему можно найти лишь в глубине души человеческой, что если сей ответ и в природе, то все-таки его можно найти инструментом - душою. (10) Но для сущности ее наблюдения невозможны, наблюдать можно действия души, но не предмет ее исканий, ибо тогда дело было бы кончено. (11) Можно наблюдать лишь то, что уже выведено на свет, сотворено. (12) Так, например, говорит Врений, нельзя в душе наблюдать истин математических, прежде нежели они открыты, т. е. прежде нежели они сотворены духом человека. (13) Итак, единственный путь для ответа на почему есть сотворить сей ответ, но для сотворения надобно силу.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804 – 1869) — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания.