Критерии оценивания выполнения задания высокого уровня сложности (максимум баллов) Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
| К1 | К2 |
| Задание выполнено полностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается нарушение нейтрального стиля) | Высказывание логично, средства логической связи использованы правильно, структура текста соответствует предложенному плану, текст правильно разделён на абзацы |
| Задание выполнено в основном: но аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не полностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается нарушения нейтрального стиля) | Высказывание в основном логично (имеется логические ошибки), И/ИЛИ имеется недостатка при использовании средств логической связи, И/ИЛИ имеется отклонения от плана в структуре высказывания, И/ИЛИ имеется недостатка при делении текста на абзацы |
| Задание выполнено не полностью: в содержании не раскрыты аспекта, ИЛИ аспекта содержания раскрыты неполно или неточно, ИЛИ аспект не раскрыт, и аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки в стилевом оформлении речи (допускается нарушения нейтрального стиля) | В высказывании имеется логические ошибки, И/ИЛИ имеется ошибки в использовании средств логической связи, И/ИЛИ имеется отклонения от предложенного плана, имеется недостатка в делении текста на абзацы |
| Задание не выполнено: все случаи, не указанные в оценивании на , и балла, ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму, ИЛИ более ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником) | В высказывании имеется и более логических ошибок И/ИЛИ имеется и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
| К3 | К4 | К5 |
| Используемый словарный запас соответствует высокому уровню сложности задания, практически нет нарушений в использовании лексики (допускается лексическая ошибка) | Используемые грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания, нарушений практически нет (допускается не повторяющиеся грамматические ошибки) | |
| Используемый словарный запас соответствует высокому уровню сложности задания, однако имеется лексические ошибки, ИЛИ словарный запас ограничен, но лексика использована правильно | Используемые грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания, однако в тексте имеется грамматические ошибки | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением (допускается орфографическая И/ИЛИ пунктуационная ошибка) |
| Используемый словарный запас не вполне соответствует высокому уровню сложности задания, в тексте имеется лексические ошибки | Используемые грамматические средства не вполне соответствуют высокому уровню сложности задания, в тексте имеется грамматических ошибок | В тексте имеется орфографические И/ИЛИ пунктуационные ошибки |
| Используемый словарный запас не соответствует высокому уровню сложности задания, в тексте имеется и более лексических ошибок | Используемые грамматические средства не соответствуют высокому уровню сложности задания, имеется и более грамматических ошибок | В тексте имеется и более орфографических И/ИЛИ пунктуационных ошибок |
Примечание. При получении экзаменуемым баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в баллов. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в балла. Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании 40
При оценивании задания (развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения) особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в баллов. Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются и при превышении ими от общего количества слов в ответе, работа оценивается в баллов. Порядок подсчёта слов в заданиях раздела «Письмо»
При оценивании заданий раздела «Письмо» (, ) следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объём для личного письма в задании – слов; для развёрнутого письменного высказывания в задании – слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет . Если в выполненном задании менее слов или в задании менее слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в баллов. При превышении объёма более чем на , т.е. если в выполненном задании более слов или в задании более слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания отсчитываются от начала работы слов, при проверке задания – слов, и оценивается только эта часть работы. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом:
- усечённая форма артикля или местоимения с последующим словом (l'école, c'est, j'étais) считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами: ; ; ; и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. , и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как abat-jour, sans-abri, avant-scène, grands-parents, считаются как одно слово;
- сокращения, например RER, SMS, считаются как одно слово.
Порядок проверки ответов на задания с развёрнутым ответом и назначения третьего эксперта
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от , зарегистрирован Минюстом России ) «. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом… . В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
При оценке выполнения заданий письменной части третий эксперт назначается в следующих случаях.
- Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание по всем (трём) позициям оценивания данного задания, составляет или более балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем трём позициям оценивания задания .
- Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание по всем (пяти) позициям оценивания данного задания, составляет или более баллов. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем пяти позициям оценивания задания .