Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при
этом должен привести подтверждающие её аргументы,
например:
При выборе первой точки зрения:
- в ходе революции было создано народное представительство – Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
- рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день.
При выборе второй точки зрения:
- сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;
- в Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
- не произошло значительного расширения прав самоуправления.