Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа об общих характеристиках (1) и элементы ответа о
различиях (2) оцениваются раздельно – в 2 балла.
1. В качестве общего могут быть названы:
- следование лозунгу «Искусство – на службу народу!», развитие массовой культуры
- активное пополнение творческой интеллигенции из рабочекрестьянской среды, воспитание «рабочей интеллигенции»
- борьба с неграмотностью
- идеологический (партийный) контроль над искусством, существование цензуры
- большая пропагандистская роль советского кинематографа
- преследования, социальные и правовые ограничения по отношению ко многим представителям интеллигенции
- ограничение контактов с представителями зарубежной культуры
- развитие национальных культур народов СССР
2. Различия:
Советская культура второй половины 1920-х гг. | Советская культура второй половины 1930-х гг. |
существование разнообразных художественных направлений, методов | установление единого художественного метода – социалистического реализма |
существование разных творческих групп, объединений, кружков | формирование единых творческих объединений – Союзов писателей и композиторов |
– | репрессии против представителей интеллигенции приобрели массовый характер |
развитие в архитектуре стиля конструктивизма | «сталинский неоклассицизм» в архитектуре |
– | установление всеобщего обязательного начального образования |
– | начало введения обязательного семилетнего образования |
широкое использование экспериментального обучения в школе | возвращение в школу традиционных методов обучения и воспитания |
– | значительный рост числа высших учебных заведений |