Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. А. Петя может выиграть, если Во всех этих случаях достаточно удвоить количество камней. При меньших значениях за один ход нельзя получить кучу, в которой больше камней. Б. Ваня может выиграть первым ходом (как бы ни играл Петя), если исходно в куче будет камней. Тогда после первого хода Пети в куче будет или камней. Во всех случаях Ваня удваивает количество камней и выигрывает в один ход. 2. Возможные значения : В этих случаях Петя, очевидно, не может
выиграть первым ходом. Однако он может получить кучу из камней: в
первом случае добавлением двух камней, во втором добавлением одного
камня. Эта позиция разобрана в п. 1Б. В ней игрок, который будет ходить
(теперь это Ваня), выиграть не может, а его противник (то есть Петя)
следующим ходом выиграет. 3. Возможное значение : После первого хода Пети в куче будет или
камней. Если в куче станет камней, Ваня удвоит количество камней и
выиграет первым ходом. Ситуация, когда в куче или камней, разобрана
в п. 2. В этих ситуациях игрок, который будет ходить (теперь это Ваня),
выигрывает своим вторым ходом. В таблице изображено дерево возможных партий при описанной стратегии
Вани. Заключительные позиции (в них выигрывает Ваня) подчёркнуты. На
рисунке это же дерево изображено в графическом виде (оба способа
изображения дерева допустимы).
Рис. 1. Дерево всех партий, возможных при Ваниной стратегии. Знаком “>>”
обозначены позиции, в которых партия заканчивается
Указания по оцениванию
В задаче от ученика требуется выполнить три задания. Их трудность
возрастает. Количество баллов в целом соответствует количеству
выполненных заданий (подробнее см. ниже).
Ошибка в решении, не искажающая основного замысла
и не
приведшая к неверному ответу, например арифметическая ошибка
при вычислении количества камней в заключительной позиции, при
оценке решения не учитывается.
Первое задание считается выполненным полностью, если
выполнены полностью оба пункта: А и Б. Пункт А считается
выполненным полностью, если правильно указаны все позиции, в
которых Петя выигрывает первым ходом, и указано, каким должен
быть первый ход. Пункт Б считается выполненным полностью,
если правильно указана позиция, в которой Ваня выигрывает
первым ходом, и описана стратегия Вани, то есть показано, как
Ваня может получить кучу, в которой содержится нужное
количество камней, при любом ходе Пети.
Первое задание считается выполненным частично, если:
- правильно указаны все позиции, в которых Петя выигрывает первым ходом;
- правильно указана позиция, в которой Ваня выигрывает первым ходом, и явно сказано, что при любом ходе Пети Ваня может получить кучу, которая содержит нужное для выигрыша количество камней.
Отличие от выполненного
полностью задания состоит в том, что не указаны явно ходы,
которыми выиграет Петя или Ваня.
Второе задание выполнено, если правильно указаны обе позиции,
выигрышные для Пети, и описана соответствующая стратегия
Пети – так, как это написано в примере решения, или другим
способом, например с помощью дерева всех партий, возможных при
выбранной стратегии Пети.
Третье задание выполнено, если правильно указана позиция,
выигрышная для Вани, и построено дерево всех партий, возможных
при Ваниной стратегии. Должно быть явно сказано, что в этом
дереве в каждой позиции, где должен ходить Петя, разобраны все
возможные ходы, а для позиций, где должен ходить Ваня, – только
ход, соответствующий стратегии, которую выбрал Ваня.
Во всех случаях стратегии могут быть описаны так, как это сделано
в примере решения, или другим способом.
Порядок назначения третьего эксперта
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от г. зарегистрирован
Минюстом России г. ), «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо
друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания
экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом»; «62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных
двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется
информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими
экзаменационную работу».
Если расхождение составляет и более балла за выполнение задания, то третий эксперт проверят ответ только на то задание, которое
вызвало столь существенное расхождение.