Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Задание Б (решение для задания А приведено ниже, см. программу ). Для
каждого показания с номером начиная с рассмотрим все допустимые
по условиям задачи пары, в которых данное показание получено вторым. Минимальное произведение из всех этих пар будет получено, если первым в
паре будет взято минимальное показание среди всех, полученных от начала
приема и до показания с номером Для получения эффективного по
времени решения нужно по мере ввода данных помнить минимальное
показание на каждый момент времени, каждое вновь полученное показание
умножать на минимум, имевшийся на элементов ранее, и выбрать
минимальное из всех таких произведений.
Поскольку каждое текущее минимальное показание используется после
ввода еще элементов и после этого становится ненужным, достаточно
хранить только шесть последних минимумов. Для этого можно использовать
массив из элементов и циклически заполнять его по мере ввода данных. Размер этого массива не зависит от общего количества введенных показаний,
поэтому такое решение будет эффективным не только по времени, но и по
памяти. Ниже приводится пример такой программы, написанной на алгоритмическом
языке.
Программа 1. Пример правильной программы на алгоритмическом языке. Программа эффективна по времени, и по памяти
алг
нач
цел s = 6 | требуемое расстояние между показаниями
цел N
ввод N
вещ а | очередное показание прибора
вещтаб мини[0:s-1] | текущие минимумы последних s элементов
цел i
| вводим первые s показаний, фиксируем минимумы
ввод мини[1]
нц для i от 2 до s
ввод а
мини[mod(i, s)] := min(а, мини[i-1])
кц
вещ м | минимальное значение произведения
м := 1000.0 * 1000 + 1
нц для i от s+1 до N
ввод а
м := min(м, а * мини[mod(i, s)])
мини[mod(i, s)] := min(а, мини[mod(i-1, s)])
кц
вывод м
кон
Возможны и другие реализации. Например, вместо циклического заполнения
массива можно каждый раз сдвигать его элементы. В приведенном ниже
примере хранятся и сдвигаются не минимумы, а исходные значения. Решение
со сдвигами менее эффективно, чем с циклическим заполнением, но время
работы остается пропорциональным поэтому максимальная оценка за
такое решение тоже составляет балла. Программа 2. Пример правильной программы на языке Паскаль. Программа использует сдвиги, но эффективна по времени и по памяти
const s = 6;
var
N: integer;
a: array[1..s] of real;
a_: real;
mn: real;
m: real;
i, j: integer;
begin
readln(N);
for i:=1 to s do
readln(a[i]);
mn := 1001;
m := 1000 * 1000+1;
for i := s + 1 to N do begin
if a[1] < mn then mn := a[1];
readln(a_);
if a_ * mn < m then m := a_ * mn;
for j := 1 to s - 1 do
a[j] := a[j + 1];
a[s] := a_
end;
writeln(m)
end.
Если вместо небольшого массива фиксированного размера (циклического
или со сдвигами) хранятся все исходные данные (или все текущие
минимумы), программа сохраняет эффективность по времени, но становится
неэффективной по памяти, так как требуемая память растет
пропорционально Ниже приводится пример такой программы на языке
Паскаль. Подобная (и аналогичные по сути) программы оцениваются не
выше баллов. Программа 3. Пример правильной программы на Паскале. Программа эффективна по времени, но неэффективна по памяти
const s = 6;
var
N: integer;
a: array[1..10000] of real;
mn: real;
m: real;
i: integer;
begin
readln(N);
for i:=1 to N do
readln(a[i]);
mn := 1001;
m := 1000 * 1000 + 1;
for i := s + 1 to N do
begin
if a[i-s] < mn then mn := a[i-s];
if a[i] * mn < m then m := a[i] * mn
end;
writeln(m)
end.
Возможно также переборное решение, в котором находятся произведения
всех возможных пар и из них выбирается минимальное. Ниже (см. программу
) приведен пример подобного решения. Это (и аналогичные ему) решение
не эффективно ни по времени, ни по памяти. Оно является решением задачи
А, но не является решением задания Б. Оценка за такое решение – балла. Программа 4. Пример правильной программы на Паскале. Программа не эффективна ни по времени, ни по памяти
const s = 6;
var
N: integer;
a: array[1..10000] of real;
m: real;
i, j: integer;
begin
readln(N);
for i:=1 to N do
readln(a[i]);
m := 1000 * 1000 + 1;
for i := 1 to N-s do begin
for j := i+s to N do begin
if a[i] * a[j] < m then m := a[i] * a[j];
end;
end;
writeln(m)
end.
Указания по оцениванию
Предварительные замечания.
- В задаче есть два задания (А и Б). Соответственно, ученик может представить две программы. В каждой из программ должно быть указано, решением какого из заданий она является. Если в работе представлена одна программа, то в ней также должно быть указано, решением какого из заданий она является.
- Если ученик не указал, к какому заданию относится программа, или можно предположить, что ученик ошибся в идентификации программ, необходимо следовать приведенным ниже инструкциям.
Случай 2.1. Ученик представил только одну программу.
Следует рассматривать программу как решение задания Б и
оценивать ее по соответствующим критериям.
Случай 2.2 Ученик представил две программы, но указание
задания есть только для одной из программ.
Следует рассматривать вторую программу как ответ на
оставшееся задание.
Случай 2.3 Ученик представил две программы; ни для одной
из них задание не указано или в обоих решениях указано одно и то
же задание.
Следует первую (по порядку в представленных учеником
материалах) программу рассматривать, как ответ на задание А, а
вторую – как ответ на задание Б.
Случай 2.4 Ученик представил более двух программ.
Следует рассматривать только две последние программы и
соотносить их с заданиями по правилам 2.1–2.3.
Случай 2.5. Решение, представленное в качестве решения
задания А, по критериям для задания Б может быть оценено в или
балла. При этом решение, представленное в качестве решения
задания Б, получило меньшую оценку. Следует считать, что ученик перепутал имена заданий и
оценивать решение, представленное как решение задания А, по
критериям задания Б.
НАПОМИНАЕМ: Итоговый балл за задачу – это больший из
баллов, полученных учеником за каждое из двух представленных
решений.
Пояснения для проверяющих.
- Задание Б является усложнением задания А. Если в качестве решения задания Б представлено решение задания А, то согласно приведенным ниже критериям, его оценка будет такой же, как если бы это решение было представлено в качестве решения задания А.
- Два задания и, соответственно, возможность для экзаменуемого представить две программы дают ученику возможность (при его желании) сначала написать менее сложное и менее эффективное решение (задание А), которое дает ему право получить два балла, а затем приступить к поиску более эффективного решения.
- Приведенные в пп. 2.1–2.5 правила имеют целью избежать снижения оценки из-за того, что ученик перепутал обозначения заданий. В целом, эти правила эквивалентны такой процедуре проверки:
Каждая из двух представленных программ оценивается по
критериям для программы
Б. В качестве итоговой оценки берется
наибольшая из двух оценок.