Дан раствор хлорида железа(III), а также набор следующих реактивов: оксид
меди(II), серная кислота, растворы гидроксида калия, сульфата натрия и
нитрата серебра.
Проведите химические реакции между хлоридом железа(III) и выбранными
веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции,
соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.
Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых
реакций.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для
проведения эксперимента.
Задание выполняйте только под наблюдением учителя.
Инструкция по выполнению задания
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или
во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору
в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданию, и убедитесь, что на выданном лотке находятся пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
- В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
- Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).
- Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
- При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
- Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
- При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
- Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
- Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:
- снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
- закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
- внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
- далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
- открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;
- после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
- фитиль спиртовки закрыть колпачком.
- Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.
- Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите
организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной
комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения
за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
6. Вы завершили эксперимент. На чистом листе бумаги подробно опишите
наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из
двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах
веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.