Задание#T2898

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

(3) Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5) Он ставит себе цель, достойную человека.

(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7) Да, радость! (8) Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

(9) Не тому помочь, кому следовало бы? (10) Но много ли людей не нуждаются в помощи? (11) Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? (12) Такое бывает у самых лучших врачей. (13) Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. (14) От ошибок никто не застрахован. (15) Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. (16) Не повысили в должности – огорчение. (17) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (18) У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

(19) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (20) А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (21) Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

(22) Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (23) Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(24) Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? (25) Отнюдь нет! (26) Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

(27) Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. (28) А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (29) И одеваться надо хорошо(это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». (30) И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (31) И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. (32) Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. (33) Когда это понадобится – другое дело. (34) Там посмотрим, кто и к чему способен.

(По Д. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв(1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
Д. С. Лихачёв размышляет о выборе каждым из нас жизненной задачи, цели, о том, как этот выбор связан с нашей самооценкой. Эмоциональность высказыванию, особую выразительность придаёт тексту такое построение речи, как (А)________ (предложения 8, 9, 10, 11, 20). Такая стилистическая фигура, как (Б)________ (предложения 3–4, 29–31), помогает автору углубить высказанную мысль, конкретизировать её. Различие между жизненными позициями человека показано с помощью такого приёма, как (В)________ (предложения 19–20, 27–30). Автор уверен, что главная жизненная задача должна быть шире личностной, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Эту мысль помогает выразить такой приём, как (Г)________ ( «к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной» в предложении 23).
Показать полностью

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. риторический вопрос
  3. эпитет
  4. противопоставление
  5. метафора
  6. сравнительный оборот
  7. анафора
  8. фразеологический оборот
  9. градация
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.
Показать ответ
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

Задание 26. Средства выразительности

Теория и практика

Яндекс.Репетитор пришёл на смену сервису Яндекс.ЕГЭ, и мы активно собираем отзывы пользователей. Пожалуйста, пишите нам через форму обратной связи.