(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев –
без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.
(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только
что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.
(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».
(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.
(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:
– (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…
(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.
«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.
– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?
– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…
– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».
(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.
– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..
(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать?
(51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:
– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.
(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.
«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».
(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.
(По В.П. Аксёнову*)
* Василий Павлович Аксёнов
(1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
Показать полностью
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё
отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Показать разбор
Информация о тексте
Примерный круг проблем
Позиция автора
1. Проблема выбора между жалостью к людям и справедливой необходимостью. (Что выбрать: пожалеть человека или справедливо наказать, раскритиковать его? С чем сталкивается человек, занимающий руководящую должность? Какова «оборотная сторона» руководящей должности?)
1. В ситуации, когда перед человеком стоит нравственно-этическая проблема: поступить справедливо или пожалеть человека, даже если его есть за что наказать, раскритиковать, – сделать выбор бывает очень сложно. Особенно остро это проявляется, когда человек становится руководителем: ему приходится стать жёстче для пользы дела. Поэтому человеку, занимающему руководящую должность, необходимо руководствоваться тем, что в конечном счёте принесёт объективную пользу, позволит справиться с теми задачами, которые стоят перед ним, не потеряв при этом в себе человека.
2. Проблема косности. (Что такое косность? В чём она проявляется? Каковы последствия косности? Нужно ли бороться с косностью? Как с ней бороться?)
2. Косность – это состояние бездействия и покоя, остановки в развитии, отсутствие необходимости движения вперёд. Косность приводит к тому, что качество того, что делает человек, становится очень низким, потому для такого человека работа становится формальностью, да и сам он превращается в ограниченного человека, который не ставит перед собой целей, плывёт по течению и даже не способен признать это. С косностью нужно бороться, иначе всё застынет на месте, придёт в упадок. Враг косности – действие, отсутствие мещанской тишины, покоя и удовлетворённости бездеятельной жизнью.
3. Проблема сохранения профессиональных качеств. (Что нужно делать, чтобы сохранить свои профессиональные качества на высоком уровне? Сколько человек должен учиться в своей жизни?)
3. Человек должен постоянно учиться, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень, иначе наступит остановка в развитии и, как следствие, профессиональная деградация. Чтобы быть профессионалом, человек не имеет права пренебрегать обучением: учиться нужно постоянно.
4. Проблема сохранения профессиональных качеств врача. (Каким должен быть врач? Какими качествами он должен обладать?)
4. Врач не имеет права относиться к работе формально. Он должен работать добросовестно, сохраняя свои профессиональные знания и навыки, беспрестанно развивая их.
5. Проблема честности перед самим собой. Проблема критического отношения к себе. Проблема предъявления требований к себе и к людям. (Нужно ли быть честным перед самим собой? Как нужно относиться к самому себе? Какие требования человек должен предъявлять к самому себе и к людям?)
5. Человек должен быть честным с самим собой, способным относиться к себе критически. Важно принимать решения взвешенно.
6. Проблема качеств хорошего руководителя. (Какими качествами должен обладать человек, возглавляющий какое-либо дело, становящийся руководителем?)
6. Хороший руководитель должен быть требовательным к себе, уметь предъявлять адекватные требования к другим, заботиться о деле, быть твёрдым, когда это необходимо. Он умеет преодолевать страх, когда это нужно, скрывая его от подчинённых.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса
Вступление оформляется ввиде отдельного, первого абзаца сочинения. По содержанию допускаются различные варианты вступлений.
В первом абзаце можно сформулировать тему исходного текста, т.е. кратко написать, о чем в немговорится. Уместно также высказать мнение об актуальности данной темы, которая не случайно привлекла внимание автора текста и составителей заданий ЕГЭ.
Можно начать сочинение непосредственно с формулировки проблемы, учитывая, что в инструкции к заданию требуется после прочтения текста именно сформулировать «одну из проблем, поставленных автором текста».
Проблемы – это сложные вопросы, требующие исследования и решения. В связи с этим неудачными являются формулировки, связанные с положительными фактами, предполагающими одобрение, а не вмешательство: «проблема любви к родной природе», «проблема богатого духовного мира».
Возможные варианты формулировок проблем:
В формулировке обозначено отрицательное явление. Например: проблема загрязнения окружающей среды, проблема наркомании, проблема межнациональных конфликтов, проблема одиночества.
В формулировке использована антитеза: проблема добра и зла, проблема героизма и лжегероизма, проблема таланта и бездарности, проблема настоящего и поддельного в искусстве.
С помощью отглагольного существительного показан сложный процессуальный характер необходимых действий: проблема сохранения памятников культуры, проблема возрождения милосердия, проблема поиска взаимопонимания взрослых и детей, проблема преодоления эгоизма.
В формулировке использовано нейтральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: проблема отношения современной молодежи к классической музыке, проблема взаимоотношений человека и животных, проблема влияния природы на человека, проблема восприятия произведений искусства, проблема назначения искусства в жизни человека, проблема роли личности в истории, проблема места человека в мире.
Проблема может быть выражена в форме не только словосочетания, но и предложения, например:
Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости.
В тексте рассматривается важная проблема: какова роль книги в становлении личности?
Основная проблема, поставленная автором, связана с тем, что в обществе есть одинокие люди, нуждающиеся в заботе и помощи.
Вступление – это только подступы к основному разговору по теме, и потому первый абзац сочинения не должен быть большим. Здесь неуместны объемные цитаты. Допустима короткая цитата, если это, например, готовая авторская формулировка проблемы. В большинстве случаев во вступлении можно вообще обойтись без цитат. Они будут необходимы в основной части сочинения, где должны быть отражены и прокомментированы мысли автора исходного текста.
Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:
Не следует начинать сочинение с указательных слов: «В этом тексте», «В данном тексте» (В этом тексте ставится проблема..; В данном тексте автор пишет о…). Предложения с указательными словами отсылают к предшествующему контексту и потому сами не могут начинать текст. Неудачным является и следующее начало: В своем тексте автор говорит… Разве автор может что-то сказать в чужом тексте?
При первом упоминании об авторе текста его фамилию нужно дать вместе с инициалами (сначала пишутся инициалы, затем фамилия). В дальнейшем фамилию можно употреблять либо с инициалами, либо без них – нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие. Можно писать имя и отчество автора полностью, но только в сочетании с фамилией.
В задании не назван жанр исходного текста, а также не сказано, является ли данный текст целостным произведением или только его фрагментом. С этим связано большое число фактических ошибок в сочинениях. Так, в отношении одного и того же исходного текста разные учащиеся используют различные термины: рассказ, статья, очерк, отрывок и др. Рекомендуется употреблять нейтральный термин «текст».
Рассмотрим примеры вступительной части сочинений.
В качестве примеров в разделах «Вступление», «Основная часть» и «Заключение» приводятся фрагменты сочинений, написанных по следующим текстам:
Текст 1
Человек – существо общественное. Нет ничего хуже одиночества… Нормальный человек смолоду стремится войти в компанию добрых приятелей, чьи мнения, вкусы, привычки, занятия, радости ему особенно близки и дороги. Он стремится среди приятелей найти двух-трех, а еще лучше одного, кто разделил бы с ним все горести жизни. Это большой труд и большая удача, не всякому дающаяся, – найти друга и не потерять его.
Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то. Но самая великая, настоящая дружба – это когда два самоотверженных человека живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, пусть даже рождающемся в бесконечных спорах. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друг» норовит использовать это счастье людское для своекорыстных интересов, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, даже если родится, быстро чахнет и умирает.
Иногда раздаются жалобы, как трудно найти настоящего друга, обрести дружбу. Но дружба, как и любовь, – проблема не социальная, а сугубо личная, персональная. Если еще в вопросах содействия формированию и укреплению семьи государство, общество способны внести определенный конструктивный вклад – да и то в очень ограниченных пределах, – то в вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом. Здесь приходится полагаться только на самого себя. Но тем и дороги человеку обе эти высшие разновидности общения, что в них он, и только он, – кузнец своего собственного счастья.
(И.В. Бестужев-Лада)
Показать полностью
Текст 2
Композитора Сергея Васильевича Рахманинова мало кто знал по-настоящему: он сближался с трудом, открывался немногим. В первый момент он даже пугал: слишком много было в нем достоинства, слишком значительно и трагично было его изможденное лицо с глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям – не только близким, но и чужим, готов им помочь. И делал он это всегда незаметно, так что о многих добрых делах Рахманинова никто не знал.
Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать то, что обещал хранить в секрете.
Однажды в «Последних новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. На следующий день пришел от Рахманинова чек на 3000 франков. Это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Сергей Васильевич не знал имени женщины и единственным условием поставил мне, чтобы о его помощи я не сообщал в газете и чтобы никто – в особенности нуждавшаяся женщина – не узнал об этом.
Он делал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивал концерты в Париже в пользу русских студентов.
Как-то, в начале 1942 года, в разгар Второй мировой войны, «Новое русское слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду. Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь военнопленным. Чтобы Сергей Васильевич не боялся, что обращение его может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первой странице, в рамке.
У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:
«Многоуважаемый господин Седых! Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если мое выступление будет "в рамке, как подобает". Да и что можно ответить на вопрос "Почему надо давать на русских пленных ?" Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест. С уважением к Вам С. Рахманинов».
(А. Седых)
Показать полностью
Примеры вступления
По тексту 1
1. Тема дружбы, затронутая И.В. Бестужевым-Ладой, всегда имела для людей важное значение. Нет на Земле человека, который не задумывался бы над тем, что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность и почему, если нет друга, так его не хватает.
2. На мой взгляд, тема, поднятая И.В. Бестужевым-Ладой, особенна важна в наше время, поскольку сейчас поистине вечные ценности: любовь, дружба, вера, верность – почему-то отходят на второй план и порой воспринимаются как проявление наивности и даже слабости человека. А на первый план выходят ценности материальные, и даже среди молодежи бытует мнение, что нет ничего важнее денег. А там, где деньги, нет места дружбе.
3. Можно ли назвать дружбой отношения, основанные на корыстных интересах или на подчинении одного человека другим? Что может сделать государство, общество, чтобы помочь одиноким людям? И нужно ли в наше время вообще иметь друзей? Такие вопросы возникают после чтения текста И.В. Бестужева-Лады.
4. Рассуждение И.В. Бестужева-Лады касается темы дружбы. Автор поднимает проблему обретения настоящих друзей.
5. В тексте И.В. Бестужева-Лады поставлена проблема подлинной и мнимой дружбы.
6. Текст, предложенный в качестве исходного материала для сочинения, написан И.В. Бестужевым-Ладой и читается с интересом. Автор раскрывает большое значение дружбы, описывает ее разновидности, говорит о том, как ее обрести.
7. И.В. Бестужев-Лада поднимает в тексте интересную и важную тему. Он пишет о дружбе, рассматривает проблему ее роли в жизни человека.
Показать полностью
По тексту 2
1. В тексте А. Седых говорится о человеке, который часто оказывал материальную помощь нуждающимся. Это композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Рассказывать о таких людях очень важно, потому что в наше время многие бедствуют, и нужны меценаты, спонсоры и просто добрые люди, готовые помочь другим.
2. В тексте, написанном А. Седых, поднимается проблема благотворительности. Она сейчас актуальна, потому что наше общество неоднородно, в нем есть богатые и бедные. Бедные люди нуждаются в помощи.
3. Надо ли помогать чужим людям, если у тебя есть такая возможность? Наверное, этот вопрос встает перед каждым обеспеченным человеком. А. Седых наталкивает нас на правильный ответ, рассказывая о композиторе С.В. Рахманинове, который всегда помогал тем, кто в этом нуждался.
4. В любые времена были и есть люди, которые голодают, не могут прокормить детей, обеспечить им и себе нормальную жизнь. Есть и инвалиды. Поэтому проблема, поставленная А. Седых, всегда актуальна. Автор говорит о значении бескорыстной помощи.
5. Проблема, которую затрагивает А. Седых, не может не волновать всех, кто неравнодушен к чужому горю. Очень важно вовремя подбодрить человека добрым словом. Но иногда нужно помочь и деньгами.
6. А. Седых рассказывает о щедром и скромном человеке – С.В. Рахманинове.
7. В тексте А. Седых говорится о композиторе Сергее Васильевиче Рахманинове.
8. А. Седых на примере поступков композитора Сергея Васильевича Рахманинова показывает нам, как можно помогать людям и при этом оставаться скромным, не хвастаться своими делами. Тема помощи другим – это важная тема. Невозможно представить себе общество, где люди не помогают слабым, бедным, больным.
9. Каждый человек может оказаться в такой ситуации, когда он будет нуждаться в материальной помощи: в деньгах, продуктах, лекарствах. И как важно, чтобы рядом оказался кто-то готовый помочь! А. Седых хорошо знал одного такого замечательного человека и рассказал нам о нем. Это композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Показать полностью
Основная часть
Основная часть сочинения должна показать и степень понимания экзаменуемым исходного текста, и наличие собственного мнения, и умение приводить убедительные аргументы.
От экзаменуемого требуется:
сформулировать одну из проблем, поставленных в исходном тексте (если это не было сделано во вступлении),
прокомментировать ее,
изложить позицию автора исходного текста по данной проблеме,
выразить и обосновать собственное отношение к позиции автора.
Если во вступлении не была сформулирована проблема, это надо сделать в основной части, желательно в начале второго абзаца сочинения.
После краткой и четкой формулировки проблемы должен следовать комментарий – разъяснение, в чем конкретно заключается проблема, выделенная экзаменуемым в исходном тексте. Нужно показать (расшифровать), на каком материале автор рассматривает эту проблему, какие ее стороны (аспекты) привлекли его внимание. Данная часть сочинения позволяет судить о степени адекватности восприятия текста экзаменуемым.
Поскольку комментарий дается на основе исходного текста, здесь уместны небольшие цитаты. Согласно инструкции к заданию, нужно привести два примера из текста, важных для понимания проблемы. При этом требуется пояснить значение этих примеров для иллюстрации проблемы и обозначить смысловую связь между ними.
После того как проблема прокомментирована, излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме (именно по той проблеме, которая была выделена и сформулирована экзаменуемым).
Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте.
В исходном тексте может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. В этом случае в сочинении можно использовать прямую речь, введя ее следующим образом:
Автор четко выражает свою позицию: «…»; Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: «…»; и т.п.
Если позиция автора не выражена в тексте прямо, ее следует сформулировать исходя из общего содержания текста.
Применительно к текстам описательного характера, посвященным, например, изображению природы, позиция автора может быть сформулирована примерно так:
Позиция автора не выражена явно, однако по тому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас ее беречь.
В художественном тексте позиция автора может быть передана через слова одного из персонажей произведения. В этом случае ее можно представить, например, так:
Автор прямо не выражает свою позицию, но она становится понятной из слов… Далее указывается, из слов какого именно персонажа она понятна, и приводится его высказывание, которое при необходимости может быть сокращено или передано своими словами.
Формулировку проблемы, ее комментарий и обозначение позиции автора можно оформить в сочинении одним общим абзацем. Следующую же часть сочинения целесообразно оформить отдельным абзацем, поскольку если ранее раскрывалось содержание исходного текста, то сейчас требуется перейти к изложению собственного мнения. Экзаменуемый пишет о том, согласен или не согласен он с мнением автора. Затем следует обоснование согласия или несогласия.
В случае несогласия с позицией автора обоснование должно быть особенно тщательно продуманным и корректным. Можно придать своим аргументам форму уточнения, развития авторской мысли. Примеры из сочинений:
1. Я вполне могу согласиться с точкой зрения автора. Но поясню некоторые моменты. Во-первых, фраза «Нет ничего хуже одиночества» вызывает у меня некоторое смущение. Дело в том, что у любого человека, независимо от того, сколько у него друзей, возникает желание уединиться, скрыться от окружающей его суматохи. Сюда же я отношу иногда и излишнее общение. Во-вторых, мне кажется, что заниматься поиском друзей вовсе не стоит. Как правило, друзья сами тебя находят. В-третьих, по поводу разнообразия дружбы могу сказать, что я вообще не считаю дружбой отношения, когда один пытается подчинить себе другого.
2. Но я не совсем согласна с Бестужевым-Ладой. Он говорит только о горестях жизни, которые разделяют друзья, о сочувствии друг другу, но ведь дружба – это еще и огромное счастье уже оттого, что они вместе. Друзья делятся друг с другом не только печалями, но и радостями. И это очень важно!
Показать полностью
Таким образом, в основной части сочинения экзаменуемый демонстрирует способность адекватно понимать смысл прочитанного текста, зрело судить о затронутых в нем проблемах, этически корректно отстаивать свою точку зрения.
Примеры основной части
В данном разделе приводятся примеры основной части сочинений, написанных по тексту А. Седых (текст 2).
1. Одна из главных проблем, которую ставит автор, заключается в том, что помогать людям надо незаметно. Именно так делал Рахманинов. А. Седых цитирует письмо, в котором композитор с иронией замечает: «…Не люблю появляться в прессе, даже если мое выступление будет в "в рамке, как подобает"». Когда Рахманинов передал чек на 3000 франков женщине, попавшей в тяжелое положение, главное условие было такое: никто не должен узнать, что помощь исходила от него. Эти примеры взаимосвязаны. Они объясняют, почему «о многих добрых делах Рахманинова никто не знал»: он сам не хотел этого. И Седых одобряет скромность Рахманинова.
Я разделяю позицию автора, потому что тоже считаю, что очень важно не заявлять громогласно о собственных добрых поступках. Обосную свое мнение. Во-первых, тот человек, кому мы помогаем, постесняется принять помощь, если мы будем о ней всем рассказывать. Во-вторых, хвастливые люди неприятны. Я вспоминаю рассказ М. Зощенко «Золотые слова», в котором один начальник, сидя за столом в гостях, долго занимал внимание всех историей о том, как он героически спас пожарного и как тот был ему благодарен (даже угорев, пожарный якобы сумел сказать «мерси»). Подобные хвастуны выглядят нелепо.
2. Автор поднимает в тексте несколько важных проблем. Я хочу выделить одну из них. Может ли человек оказать большую, ощутимую помощь другим людям? Ответ на этот вопрос можно проиллюстрировать примерами из текста. Автор перечисляет добрые дела Рахманинова. Композитор «делал крупные пожертвования на инвалидов», а также отправлял своим старым друзьям, которые бедствовали, множество посылок. Кроме непосредственной материальной помощи, композитор устраивал концерты, и сборы от них шли «в пользу студентов». Позиция автора такова: один человек может многое сделать для общества.
Я солидарен с автором, ведь есть немало примеров такой помощи. Некоторые богатые люди помогают больницам, детским домам, музеям. Певцы и актеры устраивают благотворительные концерты. Многие, независимо от рода деятельности и доходов, перечисляют деньги на восстановление памятников культуры.
3. Поднимая проблему оказания помощи нуждающимся, автор показывает, как эту проблему можно решать. Он приводит несколько примеров из жизни С.В. Рахманинова, который помогал «не только близким, но и чужим». Так, композитор послал чек на 3000 франков молодой женщине, имеющей двух детей и попавшей в тяжелое материальное положение. Он не раз «делал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России». Однажды Рахманинов отправил 200 посылок военнопленным. Позиция автора однозначна: людям нужно помогать, как и поступал Рахманинов.
Я согласна с автором. Действительно, такие поступки нужны. Нужны и в наше время. Хорошо, что сейчас есть люди, подобные Рахманинову. Например, есть родители, которые помогают школе, где учатся их дети. Благодаря этой помощи приобретаются компьютеры, учебные пособия и другие полезные вещи для всех школьников.
Своей помощью мы можем спасти человека от голода, от нужды, даже от смерти. Одной девочке нужна была операция за границей. Операция стоила больших денег. Об этом рассказали по телевидению, и многие незнакомые люди откликнулись. Девочка была спасена.
Показать полностью
Заключение
Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат.
Примеры заключения
По тексту 1
1. Подводя итог, скажу, что автору, действительно, удалось четко обозначить свою позицию и раскрыть столь актуальную в наши дни тему дружбы. Да, человек одинокий, не имеющий настоящего друга, никогда не будет счастлив.
2. В заключение хочу сказать, что рассуждение И.В. Бестужева-Лады заставило меня задуматься о вопросах любви и дружбы, о роли вечных ценностей в современном мире.
3. Дружба, любовь, счастье – сколько великих умов на протяжении тысячелетий создавали труды на эти темы, но поставить в своих работах для человечества жирную точку не удается никому. Да возможно, и не удастся. Не удастся никогда!
Показать полностью
По тексту 2
1. Итак, в тексте говорится о скромном человеке, который незаметно делает добрые дела. Думаю, автор решил рассказать о нем, потому что хочет, чтобы таких людей было больше.
2. Текст А. Седых наводит на размышление о том, как можно помогать людям и оставаться скромным, достойным человеком. Этому стоит поучиться у С. Рахманинова.
3. Седых хорошо знал Рахманинова и обещал ему хранить в секрете рассказы о его добрых поступках. Но это обещание автор нарушил, потому что о таких людях, как Рахманинов, надо знать. Без них трудно жить.
4. Человек с суровой внешностью может оказаться очень внимательным к людям. Об этом замечательный рассказ А. Седых.
5. Сколько нуждающихся или попавших в беду смогло справиться со своими несчастьями и проблемами благодаря помощи бескорыстных, порядочных, неравнодушных людей!
6. Люди должны помогать друг другу. Кажется, что об этом знают все. Но на деле далеко не каждый готов отдать что-то свое другим или потратить собственное время и силы на пользу кому-то чужому. А ведь наша помощь иногда необходима. Подумать об этом еще раз помогает рассказ А. Седых.
7. В заключение хочется сказать, что и в наше время есть люди, подобные Рахманинову. И пусть их будет больше!
8. В заключение хочу сказать, что текст А. Седых увлекает яркой формой изложения, убедительными примерами. Но главное – он заставляет думать.
Показать полностью
Текст целого сочинения
Композиция сочинения-рассуждения отражается в абзацном членении текста. Возможна следующая схема его организации:
Композиционная часть сочинения
Номер абзаца
Содержание абзаца
Вступление
Автор исходного текста; тема или проблема; факультативно – актуальность темы/проблемы
Основная часть
Анализ текста: проблема (если она не была сформулирована во вступлении); комментарий; позиция автора
Позиция экзаменуемого; обоснование
Заключение
Итог рассуждения
Оценивание работы зависит и от ее объема. В инструкции к заданию сказано: «Объем сочинения – не менее слов». Реальный объем работы, достойной высоких баллов, обычно больше – слов. Но возможно ли написать сочинение в слов с соблюдением заданных условий? Да. Например:
Исходный текст
У Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые при строительстве она вкладывает особенное старание. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом неподвластного времени величия и заповедного могущества.
Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря, по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых на южном Байкале. Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками. А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, Байкал чист и тих, на дорогу то пахнёт нагретым воздухом с горы, то донесет прохладным и резким дыханием с моря.
Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой. Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моем было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше восхищаться, замолчал. Я продолжал говорить. Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырех метров. Товарищ принял этот случай безучастно. Он уже не мог удивляться. Он был полон, как говорится, с крышкой.
Помню, его доконала нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий вскрик, и он принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками.
Я даю это воспоминание лишь для того, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. «Теперь я духом поднялся, который оттуда, с Байкала, – писал он. – Я теперь чувствую, что могу сделать немало, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Я поднимаюсь утром и, поклонясь в ту сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…» Я понимаю его…
(По В.Г. Распутину)
Показать полностью
Сочинение (158 слов)
В.Г. Распутин пишет о Байкале, чудесном творении природы.
Автор затрагивает проблему взаимоотношений человека и природы. В тексте рассказывается о прогулке двух товарищей по берегу Байкала. Один из приятелей попал на озеро впервые. Он был восхищен «пиршественным торжеством красоты»; казалось, что даже «камень цветет». Кроме того, его поразила нерпа, доверчиво плававшая совсем близко к людям. Эти впечатления иллюстрируют гармонию в отношениях человека и природы. Авторская позиция не обозначена прямо, но выражена через письмо возвратившегося домой приятеля: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Вспоминая о замечательном озере, герой чувствует, что способен «горы ворочать».
Соглашусь с автором. Действительно, общение с природой прибавляет человеку сил, помогает обрести душевное равновесие. Подтверждений множество. Так, Андрей Болконский после ранения в Аустерлицком сражении смотрит на небо и понимает, как важна естественная жизнь природы и человека. Удивительные свойства природы были известны с древности: люди знали приметы, связанные с природными явлениями, лечили больных целебными травами.
В заключение хочется сказать, что человеку необходима природа, потому что он ее часть.
Показать полностью
Видео-урок
Рекомендованные задания
Для составления персональной подборки решено недостаточно заданий.