Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
При анализе ответа учитываются:
– количество пунктов плана и пояснений к ним; – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок) | |
План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае, если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Формирование антигитлеровской коалиции. Подписание соглашения между СССР и Великобританией о совместных действиях; решение правительства США «оказать всё осуществимое экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооружённой агрессии»; Московская конференция трёх держав (сентябрь г.), обязательства правительств США и Великобритании передать СССР большое количество вооружения и стратегических материалов; подписание января г. в Вашингтоне Декларации Объединенных Наций.
2. Экономическая помощь союзников СССР: а) распространение на Советский Союз режима ленд-лиза (конец г.); б) подписание протоколов о поставках Советскому Союзу вооружения, военных материалов и продовольствия; в) неравномерность помощи СССР (главный её поток пришёлся на время завершения коренного перелома в войне и наступления Красной армии по всем фронтам); г) заинтересованность США в оказании помощи СССР (ленд-лиз не был актом благотворительности со стороны США).
3. Деятельность антигитлеровской коалиции. Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта (с апреля г. – Г. Трумэна), У. Черчилля («Большая тройка») и министров иностранных дел в Москве ( октября г.), в Тегеране ( ноября – декабря г.), Ялте ( февраля г.) и Потсдаме ( июля – августа г.). Наиболее важными были вопросы об открытии второго фронта в Европе, о вступлении СССР в войну с Японией после разгрома Германии, о политическом будущем Германии, а также польский вопрос.
Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 1), комментариев в свободной форме (п. 3). | |
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана | |
План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана.
ИЛИ
План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.
ИЛИ
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана | |
План содержит не менее трёх пунктов без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок.
ИЛИ
План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.
ИЛИ
План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснении к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана.
ИЛИ
План содержит два пункта, к одному-двум пунктам дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа.
ИЛИ
Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к двум (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса) | |
План содержит два пункта без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме.
ИЛИ
План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.
ИЛИ
Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному пункту пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы.
ИЛИ
В пунктах плана и пояснениях допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) содержание темы (выбранного вопроса) и свидетельствующая(-ие) о её непонимании выпускником.
ИЛИ
План отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании | |
Максимальный балл | |