(1)Нелегко приходилось порою Павлуше. (2)Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника.
(3)Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. (4)Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. (5)Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем, а в лучшем случае пустыми кислыми щами.
(6)Нынче он снова превозмог себя и отказался.
(7)Занятие началось. (8)С трудом преодолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.
(9)Теперь письмо. (10)Писал ученик преужасно.
– (11)Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – (12)Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?
– (14)От дедушки мне попадёт! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.
– (16)С чего это будет плакать бабушка?
(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником и прервала занятие.
– (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не видно никакого успеха.
(20)Всё это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей.
– (21)Батюшка мой, что ты это вдруг такое неслыханное да бестолковое надумал! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!
– (23)Да поймите же, что не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.
– (24)Тебе, глупому, мешают чужие денежки? (25)Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. (26)Мало – плату прибавим!
(27)Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.
– (28)Не надо мне прибавок. (29)Видно: не делает мой ученик успехов, и тщетны мои старания…(30)Ах, да не поймёте вы, что уж тут!
(31)Павлуша простился с некоторой неловкостью, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту.
(32)А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:
– (33)Подумаешь, как генерал какой. (34)Отцовский плащ от старости с плеч расползается – до дыр уже заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. (35)Самому есть нечего, а туда же... (36)Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... (37)Богач какой!
(38)Придёт вечер, и дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце:
– (39)Не знаю, папаша... (40)Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... (41)Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... (42)Да ведь у меня есть долг! (43)Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... (44)Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!
(45)Он закончит свое признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на зарабатывавшего всегда только честным трудом отца. (46)Что-то дрогнет в бледном худом лице труженика... (47)И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. (48)И улыбка эта скажет без слов: (49)«Мой сын... (50)Горжусь я таким-то. (51)Он знает, что такое честный труд. (52)Мой сын иначе и поступить не мог».
(По Л.А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) – русская детская писательница и актриса.