Критерии оценивания выполнения задания (максимум баллов) Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
| К1 | К2 |
| Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль). | Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы. |
| Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи. | Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы. |
| Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто. | Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в ис¬пользовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует. |
| Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму, или/и более ответа имеет непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником). | Отсутствует логика в построении высказывания, предложенный план ответа не соблюдается. |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и Пунктуация |
| К3 | К4 | К5 |
| Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. | Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Практически отсутствуют ошибки (допускается одна-две негрубые ошибки). | |
| Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (две-три), либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. | Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимания текста (не более четырёх). | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением. |
| Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более четырёх). | Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускается шесть-семь ошибок в трёх-четырёх разделах грамматики). | Имеется ряд орфографических или/и пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более четырёх). |
| Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. | Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста. | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в балла. При получении экзаменуемым баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в баллов. Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании При оценивании задания (развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения) особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в баллов. Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими от общего количества слов в ответе работа оценивается в баллов. Порядок подсчёта слов в заданиях раздела «Письмо»
При оценивании заданий раздела «Письмо» (, ) следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объём для личного письма в задании – – слов; для развёрнутого письменного высказывания в задании – – слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет . Если в выполненном задании менее слов или в задании менее слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в баллов. При превышении объёма более чем на , т.е. если в выполненном задании более слов или в задании более слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания отсчитывается от начала работы слов, задания – слов, и оценивается только эта часть работы. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом:
- усечённая форма артикля или местоимения с последующим словом (l'école, c'est, j'étais) считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами: ; ; , и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. , и т.п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как abat-jour, sans-abri, avant-scène, grandsparents, считаются как одно слово;
- сокращения, например RER, SMS, считаются как одно слово.
Порядок проверки ответов на задания с развёрнутым ответом и назначения третьего эксперта
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от , зарегистрирован Минюстом России ) «. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом... . В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
- Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание по всем (трём) позициям оценивания данного задания, составляет или более балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем трём позициям оценивания задания .
- Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание по всем (пяти) позициям оценивания данного задания, составляет или более баллов. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем пяти позициям оценивания задания .