Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. смысл понятия, например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2. одно предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ.)
3. одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
Указания по оцениванию по К1 Раскрытие смысла понятия
1. Не засчитывается:
- характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
- в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
- объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию;
2. Если по К1 Раскрытие смысла понятия выставляется баллов, то по К2 выставляется баллов. Указания по оцениванию по К2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
При оценивании не засчитываются:
- предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
- предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
- словосочетания, нераспространённые предложения
Порядок назначения третьего эксперта
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от зарегистрирован Минюстом России ).
« <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенным считается расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за ответ на задание по двум критериям (К1 и К2), составляет балла или более. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям оценивания ответов на задание.