(1)Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные
навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. (2)Без знаний,
кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить
пользу. (3)Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4)Даже
вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т. д. (5)Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. (6)А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно,
нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. (7)Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. (8)Это ясно.
(9)Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. (10)Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и
нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
(11)Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (12)Учиться нужно всегда. (13)До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. (14)Перестанешь учиться – не сможешь и учить. (15)Ибо знания всё растут и усложняются. (16)Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (17)Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. (18)Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
(19)Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». (20)Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
(21)И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! (22)Только учиться. (23)А где же отдых, развлечения? (24) Что же нам, и не радоваться?
(25)Да нет же. (26)Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. (27)Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (28)Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
(29)А если не нравится учиться? (30)Быть того не может. (31)Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
(32)Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). (33) Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (34)Это во многом зависит именно от вас самих. (35)Не зарекайтесь: не люблю учиться! (36)А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. (37)Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! (38)Читайте стОящие книги, а не просто чтиво. (39)Изучайте историю и литературу. (40)И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. (41)Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. (42)Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.
(43) Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачеву*)
* Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – советский и российский филолог, академик, культуролог, искусствовед. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. В «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.