Тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку №7

1. Задание

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Судно под командой капитана Сибирина возвращалось из рейса. Жена капитана, Людмила Васильевна, встречала мужа на пристани. Капитан привёз ей подарок – щенка. Назвали его Русланом. Вскоре капитан ушёл в очередной рейс и не вернулся. Прошло несколько лет. Щенок превратился в великолепного пса.

Шёл 1921 год. Это был тяжёлый год. Людмила Васильевна голодала. Руслан питался фактически одной водой. Однажды он исчез. Людмила Васильевна решила, что с ним что-то случилось. А в это время в порту моряки грузили на баржу мешки. Их связывали по десять штук. И вдруг одну десятку схватил зубами Руслан. Как и остальные грузившие, он поднялся по трапу, подошёл к нужному месту на барже и только тогда раскрыл пасть. Потом вернулся за новыми мешками и так проработал весь день. Вечером на причал въехала флотская кухня. Моряки, взяв котелки, выстроились в очередь. В конце её встал Руслан. Повар отдал псу свой котелок, налил в него борщ и положил две косточки. Пёс, вместо того чтобы есть, взял в пасть дужку котелка и пошёл с пристани.

Людмила Васильевна, уставшая от беспокойства, дремала в кресле. Но вот кто-то легонько коснулся её коленей. Это был Руслан. А перед её ногами стоял котелок с борщом. Людмила Васильевна испугалась, что Руслан где-то украл этот борщ. Но в дверь вошли два матроса и всё объяснили. На следующий день пёс раньше всех явился на причал. В итоге Руслан Сибирин, как его записали в ведомости, был принят на работу грузчиком. А вечером кто-нибудь из матросов относил в дом Людмилы Васильевны два котелка: один с большой костью, а другой – аккуратно прикрытый бумагой.

(По З. Салтыковой)
Объём изложения – не менее 70 слов.

2. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
Почему мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали?
  1. В деревнях можно встретить хороших художников, изображающих родную природу.
  2. Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
  3. Мы родились и живём под северными небесами, их скромная красота слилась со всей нашей жизнью, наша природа нам родная.
  4. Во время путешествий мы часто восхищаемся блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную.
Запишите номер варианта.

3. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  1. Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением.
  2. Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест.
  3. «Вот они какие, наши места!» – с гордостью говорят земляки такого художника.
  4. Тогда непременно отыскался бы не один клад.
Запишите его номер.

4. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Из предложений 787–8 выпишите слово с приставкой, которая влияет на последующую гласную букву.

5. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Из предложений 101510–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это краткое причастие.

6. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Из предложений 141614–16 выпишите фразеологизм.

7. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Из предложений 232–3 выпишите словосочетание с синтаксической связью – согласованием.
Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Среди предложений 111611-16 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.

10. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
И конечно,(1) жаль,(2) что у нас пока ещё нет самоотверженных людей,(3) которые занялись бы такими художниками-самоучками,(4) находили бы их картины и показывали народу. Эти картины,(5) хотя,(6) возможно,(7) и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства,(8) полны особой прелести.
Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые) при вводных словах.

11. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Укажите количество грамматических основ в предложении 77.
Ответ запишите цифрой.

12. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес»,(1) их красота слилась со всей нашей жизнью,(2) они стали её свидетелями. Во время путешествий за пределы страны,(3) совершаемых с разными целями,(4) мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы,(5) но она никогда не сможет затмить природу родную. Наоборот,(6) чем ярче чужое,(7) тем ближе своё. Я испытал это на себе,(8) когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой,(9) как старая позолота,(10) листвой,(11) с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

13. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Среди предложений 1101-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.

14. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
Среди предложений 111611–16 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Напишите номер этого предложения.

15. Задание

Прочтите текст и выполните только один из пунктов 15.115.1-15.315.3.
(1) Почти в каждом нашем небольшом городке, да и в деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. (2) Кроме земляков, никто этих художников не знает. (3) Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением. (4) Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест. (5) «Вот они какие, наши места! – с гордостью говорят земляки такого художника. – (6) А мы эту красоту и не замечали». (7) И конечно, жаль, что у нас пока ещё нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их картины и показывали народу. (8) Тогда непременно отыскался бы не один клад. (9) Обнаружились бы такие живописные богатства, которые в течение столетий никому не были известны и которые являются подлинно народными по своей непосредственности. (10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. (16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор известных повестей и рассказов, среди которых особое место занимают произведения о природе.
15.115.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта Александра Блока:
Связь с родиной – это чувство к живой родной земле.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение вы можете словами Блока.
15.215.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста:
Чем ярче чужое, тем ближе своё.
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
15.315.3. Как Вы понимаете значение слова гордость?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Чем я горжусь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 7070 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.