Тренировочный вариант ЕГЭ по биологии

1. Задание

Рассмотрите предложенную схему классификации костей черепа.
Рассмотрите предложенную схему классификации костей черепа.
Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Задание

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровни организации живой природы

УровеньПример
\ldotsэритроцит
молекулярныйнуклеиновые кислоты, белки клетки

3. Задание

Двуцепочечная молекула ДНК содержит 260260 нуклеотидов, 8282 из которых в качестве азотистого основания имеют гуанин. Определите количество нуклеотидов с аденином, входящих в состав молекулы.
В ответе запишите только соответствующее число.

4. Задание

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания функций комплекса Гольджи.
  1. модификация продуктов биосинтеза
  2. образование лизосом
  3. расщепление биополимеров до мономеров
  4. синтез углеводов и липидов
  5. транспорт модифицированных веществ
Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

5. Задание

Установите соответствие между признаками и группами белков: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ПРИЗНАК
  1. как правило, растворимы в воде
  2. обладают высокой механической прочностью
  3. образуют ферменты
  4. выполняют структурную и сократительную функции
  5. представляют нити, волокна
  6. имеют вид компактных телец
ГРУППА БЕЛКОВ
  1. фибриллярные
  2. глобулярные
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

6. Задание

Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении растения ночная красавица с розовыми цветками, если одно из предковых растений имело красные цветки?
Ответ запишите в виде числа.

7. Задание

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки.
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки.
  1. активное передвижение
  2. способность к экзоцитозу
  3. конъюгация
  4. осмотрофный способ питания
  5. наличие оболочки из клетчатки
Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

8. Задание

Установите соответствие между характеристиками изменчивости и её видами: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
  1. может быть вредной, полезной или нейтральной
  2. изменения определяются нормой реакции признака
  3. носит всегда групповой характер
  4. изменения адекватны условиям среды
  5. носит всегда внезапный скачкообразный характер
  6. затрагивает только изменения фенотипа
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
  1. мутационная
  2. модификационная
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

9. Задание

Известно, что хлоропласты – полуавтономные двумембранные органоиды клеток растений, в которых происходит фотосинтез. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше характеристик хлоропластов.
(1)Хлоропласты – достаточно крупные органоиды, занимающие значительную часть цитоплазмы клетки. (2)Обычно хлоропласты имеют форму двояковыпуклой линзы, благодаря которой на листья поступает определённое количество света. (3)Наружная мембрана гладкая, а внутренняя образует тилакоиды, собранные в граны. (4)Внутреннее полужидкое пространство хлоропласта называется стромой. (5)В строме содержатся хлоропластные молекулы РНК, пластидная ДНК, состоящая примерно из 100–120 уникальных генов, мелкие рибосомы, крахмальные зёрна, а также ферменты цикла Кальвина. (6)На мембране тилакоидов происходит фотолиз воды, синтез АТФ, восстановление НАДФ 2Н, а в строме – образование глюкозы.
Запишите в ответ цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

10. Задание

Установите соответствие между признаками и классами членистоногих: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ПРИЗНАК
  1. наличие хелицер
  2. две пары антенн
  3. четыре пары ходильных ног
  4. тело состоит из головы, груди и брюшка
  5. разнообразные ротовые аппараты
  6. органы выделения – зелёная железа
КЛАСС
  1. Паукообразные
  2. Ракообразные
  3. Насекомые
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

11. Задание

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наибольшего.
  1. Птицы
  2. Хордовые
  3. Рыбный филин
  4. Совиные
  5. Позвоночные
  6. Филины
Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

12. Задание

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека».

Строение головного мозга человека

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека».
  1. промежуточный мозг
  2. продолговатый мозг
  3. средний мозг
  4. мост
  5. большое полушарие
  6. мозжечок
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

13. Задание

Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
  1. расположены сальные и потовые железы
  2. образован многослойным эпителием
  3. состоит из пучков соединительных волокон и жировых клеток
  4. имеет разнообразные рецепторы
  5. содержит ороговевший слой и клетки, вырабатывающие меланин
  6. формируется из клеток эктодермы
СЛОЙ
  1. эпидермис
  2. дерма
  3. подкожная жировая клетчатка
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГДЕ.

14. Задание

Установите последовательность процессов при чихании.
  1. поступление импульсов к диафрагме и наружным межрёберным мышцам
  2. раздражение рецепторов носовой полости
  3. резкий ускоренный выдох через нос
  4. передача нервных импульсов в продолговатый мозг
  5. глубокий резкий вдох
Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

15. Задание

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.
(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов.
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

16. Задание

Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
  1. направлен в пользу особей с отклонениями от средней нормы признаков
  2. приводит к полиморфизму, образованию нескольких новых средних норм признака
  3. формирует приспособления к изменившимся условиям среды
  4. сохраняет среднюю норму признака
  5. действует в постоянных неизменных условиях
ФОРМА
  1. стабилизирующий
  2. движущий
  3. разрывающий (дизруптивный)
Запишите в ответ цифры, соответствующие пунктам АБВГД.

17. Задание

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
К абиотическим компонентам экосистемы относят
  1. ярусное расположение растений в лесу
  2. минеральный состав воды
  3. видовой состав растений и животных
  4. освещённость
  5. влажность воздуха
  6. почвенных бактерий

18. Задание

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ОРГАНИЗМ
  1. ежа сборная
  2. пастушья сумка
  3. русская выхухоль
  4. сурепка обыкновенная
  5. косуля европейская
ГРУППА
  1. консументы
  2. продуценты
Запишите в ответ выбранные цифры, соответствующие буквам АБВГД.

19. Задание

Установите последовательность процессов биосинтеза белка.
  1. поступление и-РНК в активный центр рибосомы
  2. вход стоп-кодона и-РНК в активный центр рибосомы
  3. синтез и-РНК на матрице ДНК
  4. распознавание кодоном антикодона
  5. образование пептидных связей
Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

20. Задание

Рассмотрите рисунок с изображением деления ядра исходной диплоидной клетки и укажите тип и фазу деления, количество генетического материала в клетке в эту фазу и происходящий процесс.
Рассмотрите рисунок с изображением деления ядра исходной диплоидной клетки и укажите тип и фазу деления, количество генетического материала в клетке в эту фазу и происходящий процесс.
Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
Тип деления и фазаКоличество генетического материалаПроцесс
____________(А)____________(Б)____________(В)

Список терминов и процессов

  1. анафаза митоза
  2. анафаза мейоза
  3. анафаза мейоза
  4. 2n4c2n4c
  5. 2n2c2n2c
  6. 4n4c4n4c
  7. гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки
  8. сестринские хроматиды расходятся к полюсам клетки
В ответ запишите последовательность цифр, соответствующую буквам АБВ.

21. Задание

Проанализируйте таблицу «Физиологические характеристики организмов в спокойном состоянии при температуре воздуха +24C+24^\circ C».
Названия организмовТемпература тела, C^\circ CЧастота сердечных сокращений, уд./минЧастота дыхания, дых. дв./мин
слон363628281212
человек373770701616
хомяк37373003007474
утка41412102103535
черепаха2323343455
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
  1. У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов.
  2. Хомяк – наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.
  3. Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.
  4. Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.
  5. Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22. Задание

Какая часть вегетативной нервной системы более активна у игроков футбольной команды во время матча?
Объясните почему.

23. Задание

Назовите яйцевые оболочки, обозначенные на рисунке цифрами 11 и 22. Укажите их функции. У какого класса хордовых животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?
Назовите яйцевые оболочки, обозначенные на рисунке цифрами ... и .... Укажите их функции. У какого класса хордовых животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?

24. Задание

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Хромосомные мутации».
(1)Хромосомные мутации – это перестройки хромосом. (2)Появление хромосомных мутаций связано с делецией, дупликацией, инверсией или транслокацией в хромосомах. (3)Часто причиной хромосомных мутаций может быть случайное сочетание хромосом при оплодотворении. (4)Хромосомные мутации называют точковыми. (5)Вследствие хромосомной мутации образуются новые аллели генов. (6)Хромосомные мутации относят к генотипической изменчивости.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

25. Задание

Какие изменения произошли в черепе птиц в связи с полётом?
Дайте аргументированный ответ.

26. Задание

Структуры биогеоценоза можно характеризовать с точки зрения различных факторов. Назовите факторы, определяющие и характеризующие каждую из структур.

27. Задание

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28. Задание

Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в F1F_1 имели нормальные крылья с пятном. Для самца первого поколения провели анализирующее скрещивание. В полученном потомстве (F2)(F_2) оказалось 50%50\% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50%50\% с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.