Тренировочный вариант ОГЭ по истории №2

1. Задание

Какое из перечисленных событий произошло в ⅩⅡ в.?
  1. разгром Святославом Игоревичем Хазарского каганата
  2. съезд князей в Любече
  3. первое летописное упоминание о Москве
  4. поражение князей Ярославичей от половцев в битве на реке Альте
Запишите номер ответа.

2. Задание

Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение
  1. Ивана Калиты
  2. Дмитрия Донского
  3. Василия
  4. Ивана
Запишите номер ответа.

3. Задание

Укажите событие, ставшее непосредственной причиной введения княгиней Ольгой уроков и погостов.
  1. призвание новгородцами варяжских князей
  2. убийство князя Игоря древлянами
  3. крещение Руси
  4. создание первого письменного свода законов Древнерусского государства
Запишите номер ответа.

4. Задание

Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите князя, о котором идёт речь.
«Эта мастерски проведённая военная кампания и дипломатический успех делали князя подлинным "государем всея Руси". Вскоре въезжал он в свою столицу с победой под восторженные крики москвичей. Несколько дней продолжалось ликование. Все чувствовали: победа над Новгородом поднимает Москву и её государя на ранее недосягаемую высоту. 30 апреля состоялась торжественная закладка нового Успенского собора в Кремле.

Он должен был стать зримым символом московского могущества и единства Руси».
  1. Даниил Московский
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Иван
Запишите номер ответа.

5. Задание

Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
  1. создание Государственного совета
  2. издание Свода законов Российской империи
  3. создание Главного комитета по крестьянскому делу
  4. учреждение корпуса жандармов
Запишите номер ответа.

6. Задание

Какой из перечисленных документов был издан в период правления Елизаветы Петровны?
  1. указ о трёхдневной барщине
  2. жалованная грамота дворянству
  3. указ об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов
  4. Табель о рангах
Запишите номер ответа.

7. Задание

Возникновение движения декабристов стало следствием
  1. завершения промышленного переворота в России
  2. роста национального самосознания в ходе Отечественной войны 18121812 г.
  3. насаждения правительством теории официальной народности
  4. ограничения привилегий дворянства
Запишите номер ответа.

8. Задание

Прочтите фрагмент речи, произнесённой на заседании Государственной думы в 19061906 г., и укажите фамилию оратора.
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами существования русской державы».
  1. А.Ф. Керенский
  2. П.А. Столыпин
  3. В.И. Ленин
  4. Л.Г. Корнилов
Запишите номер ответа.

9. Задание

А.В. Суворов воскликнул: «Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!», – узнав о победе русской эскадры под командованием
  1. В.А. Корнилова
  2. П.С. Нахимова
  3. Ф.Ф. Ушакова
  4. Ф.М. Апраксина
Запишите номер ответа.

10. Задание

Кто из перечисленных лиц были зодчими, строившими соборы Московского Кремля в ⅩⅤ – начале ⅩⅥ в.?
  1. Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый
  2. Феофан Грек и Дионисий
  3. Афанасий Никитин и Иван Фёдоров
  4. Барма и Постник
Запишите номер ответа.

11. Задание

Всероссийский съезд Советов принял Декрет о земле в
  1. 19061906 г.
  2. 19171917 г.
  3. 19191919 г.
  4. 19211921 г.
Запишите номер ответа.

12. Задание

Рапалльский договор, подписанный Советской Россией в 19221922 г., предусматривал установление дипломатических отношений с
  1. Германией
  2. Японией
  3. США
  4. Китаем
Запишите номер ответа.

13. Задание

Что из перечисленного стало одним из последствий подписания в 19391939 г. Пакта Молотова–Риббентропа?
  1. вступление СССР в Лигу Наций
  2. начало «полосы признания СССР»
  3. создание системы коллективной безопасности в Европе
  4. отсрочка войны между СССР и Германией
Запишите номер ответа.

14. Задание

Какая из перечисленных стран была союзницей Германии во Второй мировой войне?
  1. Китай
  2. Венгрия
  3. Великобритания
  4. Югославия
Запишите номер ответа.

15. Задание

Прочтите отрывок из книги, написанной фронтовиком, и укажите фамилию политрука, пропущенную в тексте.
«Разгорелся неравный бой пехоты с танками…

________ грузно прислонился к стене окопа и на мгновение опустил голову.

– Товарищ политрук, Вы ранены? – с тревогой спрашивает подбежавший боец. – Идите в медпункт.

– Да, что-то сильно обожгло здесь. Ничего, заживёт… Вот ещё ползут! – Встрепенувшись от сильной боли, бледный, он обращается к бойцам: Велика Россия, но отступать некуда – за нами Москва!

Со связкой гранат он бросается на надвигающийся танк. Примеру ________ следуют оставшиеся в живых бойцы.

У разъезда Дубосеково на израненном воронками снарядов и авиационных бомб поле замерли, объятые дымом и пламенем, вражеские танки…»
  1. Н.Ф. Гастелло
  2. В.В. Талалихин
  3. А.М. Матросов
  4. В.Г. Клочков
Запишите номер ответа.

16. Задание

Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
  1. образование Содружества Независимых Государств
  2. выступление Государственного комитета по чрезвычайному положению
  3. принятие Конституции РФ
  4. введение поста Президента СССР
Запишите номер ответа.

17. Задание

На ⅩⅩ съезде КПСС
  1. было принято решение об аресте Л.П. Берии
  2. был отстранён от занимаемой должности Н.С. Хрущёв
  3. было принято решение о начале освоения целины
  4. был подвергнут критике культ личности И.В. Сталина
Запишите номер ответа.

18. Задание

Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля и укажите город, о котором идёт речь.
«Господин Генеральный секретарь Горбачёв, если Вы ищете мира, если Вы ищете процветания для Советского Союза и Восточной Европы, если Вы ищете либерализации, приезжайте сюда к этим воротам, господин Горбачёв, откройте эти ворота. Господин Горбачёв, снесите эту стену!»
  1. Прага
  2. Берлин
  3. Будапешт
  4. Варшава
Запишите номер ответа.

19. Задание

Одним из руководителей белого движения в годы Гражданской войны был
  1. А.А. Брусилов
  2. П.Н. Врангель
  3. П.А. Кропоткин
  4. М.В. Фрунзе
Запишите номер ответа.

20. Задание

Рассмотрите схему и выполните задание.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите монарха, в годы правления которого состоялись военные походы, маршруты которых обозначены на схеме стрелками.
  1. Иван
  2. Иван
  3. Алексей Михайлович
  4. Пётр
Запишите номер ответа.

21. Задание

Укажите характерную черту развития культуры СССР в период 194519531945–1953 гг.
  1. публикация первых произведений А.И. Солженицына
  2. высылка за рубеж некоторых неугодных власти деятелей культуры
  3. закрытие ряда журналов, запрещение некоторых литературных произведений
  4. ослабление партийного контроля сферы культуры
Запишите номер ответа.

22. Задание

Рассмотрите изображение и выполните задание.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите десятилетие, в которое был создан данный плакат.
  1. 19201920-е гг.
  2. 19301930-е гг.
  3. 19401940-е гг.
  4. 19501950-е гг.
Запишите номер ответа.

23. Задание

Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. возведение Берлинской стены
  2. начало Корейской войны
  3. ввод советских войск в Афганистан
  4. Нюрнбергский процесс
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в поле для ответа.

24. Задание

Установите соответствие между императорами и народными выступлениями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ИМПЕРАТОР
  1. Пётр
  2. Екатерина
  3. Александр
НАРОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
  1. восстание под предводительством Е. Пугачёва
  2. Соловецкое восстание
  3. восстание под предводительством К. Булавина
  4. восстания военных поселенцев
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.

25. Задание

Укажите термины, появление которых в России связано с ⅩⅦ в.
  1. патриаршество
  2. мануфактура
  3. полки «нового строя»
  4. стрельцы
  5. Земский собор
Найдите в приведённом списке два термина и запишите цифры, под которыми они указаны.

26. Задание

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Рост национального дохода (в процентах к 1970 г.)

Страны19501950 г.19701970 г.19801980 г.19851985 г.
СССР1919100100163163194194
Болгария1717100100196196235235
Венгрия3333100100156156167167
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ
  1. Темпы роста национального дохода были наибольшими в
  2. Темпы роста национального дохода были наименьшими в
  3. Национальный доход СССР за период 195019851950–1985 гг. вырос
ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
  1. СССР
  2. менее чем в 1010 раз
  3. более чем в 1010 раз
  4. Венгрии
  5. Болгарии
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.

27. Задание

Запишите термин, о котором идёт речь:
«Вооружённые подразделения, действовавшие в период "военного коммунизма", участвовавшие в продразвёрстке и изымавшие продукты питания у сельского населения».

28. Задание

Сравните характеристики государственного устройства Российского государства в первой половине ⅩⅧ в. и в первой половине ⅩⅨ в.
Выберите черты сходства и черты отличия.
  1. самодержавная власть монарха
  2. деление страны на губернии
  3. существование Верховного тайного совета в качестве органа государственной власти
  4. участие Государственного совета в подготовке проектов законов
Запишите в поле для ответа сначала порядковые номера черт сходства, а затем порядковые номера черт отличия (без пробелов и знаков препинания).

29. Задание

Запишите фамилию, пропущенную в схеме.
Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

30. Задание

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям внешней политики периода 19301930-х гг.
  1. Коминтерн
  2. интербригады
  3. политика обуздания агрессора
  4. советско-финляндская война
  5. Брестский мир
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

31. Задание

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание. Используйте в ответе информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Одним указом император запретил использовать выражение "Слово и дело!", произнеся которое доносчики привлекали внимание властей к совершённому или задуманному государственному преступлению. Этот обычай терроризировал общество и плодил ложное доносительство.

Другим указом он ликвидировал страшную Тайную канцелярию – политическую полицию, место пыток и тайных казней. Фактически же доносы никто не отменил, просто теперь их следовало подавать без крика, в письменной форме, а функции "печально известной" Тайной канцелярии перешли к Тайной экспедиции Сената, в которую перевели всех работников бывшей Тайной канцелярии… Император подписал ещё несколько важных указов: он запретил преследовать старообрядцев, отменил ряд монополий, учредил Государственный банк. Все эти меры свидетельствовали, что новый государь, несмотря на свою экстравагантность, может стать крупным государственным деятелем.

Но самым важным государственным актом его правления стал манифест о "даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Возможно, что его подготовили ещё при Елизавете. Согласно манифесту дворяне впервые получали свободу от обязательной службы…»
Назовите императора, о котором идёт речь.
Под каким названием известна эпоха, на которую приходится время его правления?

32. Задание

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание. Используйте в ответе информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Одним указом император запретил использовать выражение "Слово и дело!", произнеся которое доносчики привлекали внимание властей к совершённому или задуманному государственному преступлению. Этот обычай терроризировал общество и плодил ложное доносительство.

Другим указом он ликвидировал страшную Тайную канцелярию – политическую полицию, место пыток и тайных казней. Фактически же доносы никто не отменил, просто теперь их следовало подавать без крика, в письменной форме, а функции "печально известной" Тайной канцелярии перешли к Тайной экспедиции Сената, в которую перевели всех работников бывшей Тайной канцелярии… Император подписал ещё несколько важных указов: он запретил преследовать старообрядцев, отменил ряд монополий, учредил Государственный банк. Все эти меры свидетельствовали, что новый государь, несмотря на свою экстравагантность, может стать крупным государственным деятелем.

Но самым важным государственным актом его правления стал манифест о "даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Возможно, что его подготовили ещё при Елизавете. Согласно манифесту дворяне впервые получали свободу от обязательной службы…»
Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте.
Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода.

33. Задание

Крестьянин под угрозой раскулачивания и высылки вынужден был вступить в колхоз. Однако вскоре была напечатана статья руководителя страны «Головокружение от успехов». После публикации статьи вышло соответствующее по содержанию постановление ЦК ВКП(б), и крестьянин, пользуясь изменением в политике государства, смог на время выйти из колхоза.
  1. Укажите руководителя страны, который является автором названной статьи.
  2. Укажите год, когда вышла эта статья.
  3. В чём состояла причина появления этой статьи?

34. Задание

Существует точка зрения, что, несмотря на различные результаты, Медный и Соляной бунты имели общие черты.
Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

35. Задание

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Распад СССР». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с распадом СССР.
Если вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.