Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку №31

1. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) На Кавказе есть гора Эльбрус (стратовулкан), которая является самой высокой (5642 метра над уровнем моря) горной вершиной России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту). (2) Эльбрус входит в список высочайших вершин частей света «Семь вершин». (3) Хорошо развита транспортная и сопутствующая инфраструктура Эльбруса и прилегающих к нему районов, <…> они очень популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
  1. Эльбрус – стратовулкан на Кавказе высотой 56425642 метра над уровнем моря; стратовулкан – это тип вулкана, который имеет коническую форму и сложен из множества затвердевших слоёв лавы, тефры и вулканического пепла.
  2. Одним из самых популярных мест в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане является гора Эльбрус, благодаря тому что транс-портная и сопутствующая инфраструктура Эльбруса и прилегающих к нему районов очень хорошо развита.
  3. Эльбрус (стратовулкан на Кавказе) – самая высокая горная вершина России и Европы, входящая в список высочайших вершин частей света «Семь вершин» и очень популярная в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском отношении.
  4. Гора Эльбрус находится на Кавказе, представляет собой стратовулкан, является самой высокой (56425642 метра над уровнем моря) горной вершиной России и Европы и входит в число высочайших вершин мира.
  5. Эльбрус находится на Кавказе, является самой высокой (56425642 метра над уровнем моря) горной вершиной России и Европы и входит в список высочайших вершин мира; за счёт хорошо развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуры Эльбрус и прилегающие к нему районы популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане.
Запишите номера этих предложений.

2. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) На Кавказе есть гора Эльбрус (стратовулкан), которая является самой высокой (5642 метра над уровнем моря) горной вершиной России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту). (2) Эльбрус входит в список высочайших вершин частей света «Семь вершин». (3) Хорошо развита транспортная и сопутствующая инфраструктура Эльбруса и прилегающих к нему районов, <…> они очень популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (33) предложении текста.
Запишите это наречие.

3. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) На Кавказе есть гора Эльбрус (стратовулкан), которая является самой высокой (5642 метра над уровнем моря) горной вершиной России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту). (2) Эльбрус входит в список высочайших вершин частей света «Семь вершин». (3) Хорошо развита транспортная и сопутствующая инфраструктура Эльбруса и прилегающих к нему районов, <…> они очень популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (22) предложении текста.
СВЕТ, -a, м.
  1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом. С. луны. При свете фонаря.
  2. Освещённое место. Встать спиной к свету. Сесть ближе к свету.
  3. Источник освещения. Включить в комнате с. Погасить с.
  4. Символ истины или радости. С. знаний. Жажда света.
  5. Дорогое, любимое существо. С. очей моих! С. моей жизни.
  6. Мир, земля. Части света. Поездить по свету.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.
  1. вЫжила
  2. прибЫвший
  3. красИвейший
  4. местностЕй
  5. свЁкла
Выпишите это слово.

5. Задание

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
  • ЛЕДЯНОЙ покров продержался на реке до апреля.
  • Слушатели оценили доклад как логичный и ИНФОРМАТИВНЫЙ.
  • ДЕМОКРАТИЧНЫЙ порядок работы конференции способствовал свободному и продуктивному обмену мнениями.
  • ДЛИННОЕ отсутствие руководителя отрицательно сказалось на работе предприятия.
  • Бабушка уговаривает внучку НАДЕТЬ пальто.
Запишите подобранное слово.

6. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.
Выпишите это слово.

7. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • открывается ВНУТРЬ
  • разделить ПОПОЛАМ
  • около ПЯТИСОТ рублей
  • ящик АПЕЛЬСИН
  • из ОБОИХ кранов
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Задание

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  2. Нарушение в построении предложения с однородными членами.
  3. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
  4. Неправильное построение сложноподчинённого предложения.
  5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. С большой любовью Н.В. Гоголь говорит о безбрежных просторах России, её чарующей природе, её песнях, о живом, бойком уме русского человека, о метком русском слове.
  2. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» выведено ряд чиновников, типичных для царской России.
  3. Базаров знает, что ему предстоит опасная борьба, и в этой борьбе он оказывается совершенно одиноким.
  4. Переехав зимой 1782 года в Петербург и поступив там на службу, И.А. Крылов вскоре решил целиком посвятить себя литературной деятельности.
  5. Проводя время в постоянных увеселениях, Стрекозу врасплох застала зима.
  6. Прохожий спросил, что не знаю ли я, где находится главпочтамт.
  7. По окончанию работ наладится бесперебойное движение транспорта.
  8. Согласно рецепту лекарство нужно принимать три раза в день.
  9. Ночь была дождливая и темна.
В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

9. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
  1. вытв..рять, таб..рет, раскр..ить (ткань)
  2. выт..рать (стол), взаимопон..мание, сл..жа (руки)
  3. нар..вне (со всеми), (посевная) к..мпания, м..кать (кисть в воду)
  4. скл..нившись (над книгой), пл..вучий (маяк), пл..вление (чугуна)
  5. зан..малась, з..ря, бл..стательно
Запишите номера ответов.

10. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
  1. пр..павшие (вещи), под..ждать, р..списание
  2. меж..языковой, меж..отраслевой, об..явление
  3. сверх..скусный, пр..коснулся, н..где (не нашли)
  4. бе..позвоночные, сни..ходительно, и..царапать
  5. по..ключить, о..клонение, на..строчный (знак)
Запишите номера ответов.

11. Задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
  1. петуш..к, (наряд) смеш..н
  2. реснитч..тый, (повернуть) направ..
  3. ветр..ный (день), вод..нистый
  4. доверч..вый, прислуш..ваться
  5. ветр..ная (мельница), им..нное (оружие)
Запишите номера ответов.

12. Задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
  1. (он) гон..тся (за нами), (актёр) наде..тся (на успех)
  2. стел..щийся (по земле туман), (сугробы) раста..т
  3. противореч..щий (логике), слыш..тся (звуки)
  4. кле..щий (карандаш), зала..вшая (собака)
  5. обстрел..нный, прострел..нный
Запишите номера ответов.

13. Задание

Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.
  • Дождь целый день льёт как из ведра, (НЕ)ПРЕКРАЩАЯСЬ ни на минуту.
  • Я (НЕ)НАМЕРЕН сдаваться в середине шахматной партии.
  • (НЕ)РАСТАЯВШИЙ снег лежит грязными полосами по обочинам дороги.
  • Ты (НЕ)СОВСЕМ правильно выполнил задание.
  • Сочинение написано отнюдь (НЕ)ПЛОХО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

14. Задание

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.
  • На балконе стоял мальчик и смотрел КУДА(ТО) (В)ВЕРХ.
  • Гость, пришедший (ВО)ВРЕМЯ обеда, осведомился (НА)СЧЁТ здоровья моего отца.
  • Борьба была напряжённой, с переменным успехом, и (НА)КОНЕЦ мы ВСЁ(ЖЕ) победили.
  • НЕ(ОТ)КУДА позвонить, чтобы вызвать такси; не ОПОЗДАТЬ(БЫ) на поезд!
  • Она старалась (НА)ЧИСТО вытереть (ПОЛУ)ПРОЗРАЧНОЕ стекло.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

15. Задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.
Во всём, чем была наполне(1)а комната, чувствовалось нечто давно отжившее, какое-то тле(2)ие, все вещи источали тот стра(3)ый запах, который дают цветы, высуше(4)ые временем до того, что от прикоснове(5)ия к ним они рассыпаются серой пылью.

16. Задание

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
  1. Весной подуют тёплые ветры и побегут по дорогам ручьи.
  2. Прохладой и покоем дышали и покрытый росой луг и лес.
  3. То горы то холмы появлялись за окнами поезда и я любовался ими.
  4. Поскрипывает на берегу кузнечик да где-то лениво долбит дерево дятел и всё же в воздухе стоит удивительная тишина.
  5. Он думал не столько о предстоящем отдыхе сколько о встрече с фронтовым другом.
Запишите номера этих предложений.

17. Задание

Расставьте знаки препинания.
Сухой жаркий ветер злобно гулял по городу (1) ковыряясь в мусорных кучах (2) и (3) покрывая трещинами (4) высохшую до порохового цвета (5) землю; дачники стенали и охали (6) сокрушаясь по поводу загубленного урожая.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

18. Задание

Расставьте знаки препинания.
В земном пути, меняющем кочевья,
Жилища, встречи, лица и края,
Беседу с вами (1) я (2) веду (3) деревья (4)
Ни в чём не изменившие (5) друзья.

(В.А. Рождественский)
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19. Задание

Расставьте все знаки препинания.
Когда Андрей подошёл к дому (1) он обратил внимание на то (2) что его новый сосед стоит рядом с Раисой Сергеевной (3) и говорит ей что-то про новогоднюю ночь и прогулку на свежем воздухе (4) во время (5) которой (6) все сильно замёрзли.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

20. Задание

Расставьте знаки препинания.
Н.Г. Чернышевский однажды сказал (1) что (2) если слово писателя одушевлено идеей правды (3) то это слово заключает в себе семена жизни (4) поэтому оно никогда не будет забыто.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

21. Задание

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Исключительную роль в жизни людей играет сельское хозяйство: оно удовлетворяет потребности населения в продуктах питания, обеспечивает сырьём промышленность. (2) О его огромном значении говорил ещё древнегреческий учёный Ксенофонт: «Сельское хозяйство является матерью и кормилицей всех других ремёсел». (3) Как отрасль мировой экономики сельское хозяйство имеет определённую специфику: использование земли, растений и животных в качестве средств производства, зависимость от природных условий, сезонность работ. (4) Для обслуживания аграрного сектора экономики необходимы: дорожные организации, кредитная система, инвестиционные компании и многие другие системы и организации. (5) Выделяют две основные отрасли сельского хозяйства: животноводство и растениеводство. (6) Эти отрасли связаны с особенностями регионов; например, верблюдоводство развивается в пустынных и полупустынных регионах, овцеводство – в горных районах. (7) Ведущая отрасль растениеводства – производство зерна, ведь хлеб по праву считается основным продуктом питания человека.
Запишите номера этих предложений.

22. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
  1. Владимир Алексеевич Гиляровский происходил из семьи запорожцев.
  2. Художник Репин написал с Гиляровского одного из казаков, пишущих письмо турецкому султану,
  3. Гиляровский был физически сильным человеком, он мог ломать пальцами серебряные рубли и разгибать подковы.
  4. Когда Гиляровский завязал узлом кочергу, его отец был восхищён большой физической силой своего сына.
  5. Гиляровский был своим человеком среди московской бедноты, но в большей степени он гордился дружбой со знаменитостями.
Укажите номера ответов.

23. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях 11-33 представлено рассуждение с элементами описания.
  2. В предложении 55 раскрывается причина того, о чём говорится в предложении 44.
  3. Предложения 1010-1111 содержат повествование.
  4. Предложения 1212-1414 представляют собой описание.
  5. В предложениях 1818-2222 представлено рассуждение.
Укажите номера ответов.

24. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Из предложений 1818-2020 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Среди предложений 1010-1717 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и однокоренных слов.
Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Описывая многогранную, яркую личность Владимира Алексеевича Гиляровского, его характер, К.Г. Паустовский использует (А)________(предложения 1–2). Восхищение автора человеком, сумевшим заслужить любовь и доверие обездоленных людей, передаётся посредством специального приёма выразительной речи (Б)________(предложение 17). Подводя итог рассуждения о значении таких писателей, как Гиляровский, для истории нашей страны, автор использует (В)________(«неважно – важно» в предложениях 20–21). С помощью этих лексических единиц строится фигура речи (Г)________(предложения 20–22)».

Список терминов:

  1. антонимы
  2. олицетворение
  3. ирония
  4. антитеза
  5. риторическое обращение
  6. риторическое восклицание
  7. цитирование
  8. парцелляция
  9. однородные члены
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.

27. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (5) Недаром художник Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

(6) Однако происходил Гиляровский из исконно русской семьи. (7) Семья отличалась строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

(8) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11) Отец, глубокий старик, не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12) Понятно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей своего времени. (13) С ним дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие другие писатели, а также актёры и художники. (14) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (16) Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину их несчастий. (17) Сколько нужно было доброжелательности и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей!

(18) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (19) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (20) Неважно, много они написали или мало. (21) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (22) Важно то, что они определяли собой своё время.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - известный русский писатель, автор рассказов о природе и многих других произведений.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 00 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.