Тренировочный вариант ОГЭ по литературе №1

1. Задание

Выберите один из двух вариантов и выполните задания.
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма.
Выполняя задания 1.1.11.1.1, 1.1.2\: 1.1.2 (или 1.2.11.2.1, 1.2.2\: 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3355 предложений с опорой на текст.
Постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик. Указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок, соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Вариант 1.

И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную,
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно - будто лебёдушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поёт;
Горят щеки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой, -
Прозывается Алёной Дмитревной.

Как увижу её, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони лёгкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство своё?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житьё на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копьё бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце бранное черкасское.
Мои очи слёзные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!»

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне:
Как полюбишься - празднуй свадебку,
Не полюбишься - не прогневайся».

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.

(М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»)
1.1.11.1.1. Каким предстаёт царь Иван Васильевич в приведённом эпизоде?
1.1.21.1.2. Какую роль в данном фрагменте играют эпитеты?

Вариант 2.

* * *
Такой был день в семье у нас в апреле.
Что помню я? Все лампочки горели.
Румянились в духовке пирожки.
Родители чудесно хлопотали.
Детишки как умели – лопотали.
Я не о том пишу свои стишки.

Я в этот день купила на Арбате
Одно кольцо, и так всё было кстати –
Его цена, и тонкость, и алмаз...
Как раз для мамы. Просто в самый раз.
Купила и счастливая бежала,
И у груди коробочку держала.
И дождик брызнул прямо мне в лицо.
Он тоже одобрял моё кольцо.

А мама… Мама – девочка с Арбата.
Да, точно, там она жила когда-то…
Пречистенку чертила угольком
И помнила Собачью ту площадку,
Как будто бы теряла там перчатку –
И всё искала глаза уголком.

Кольцо пришлось ей совершенно впору.
Судьба неслась – то в гору, то под гору.
Нет мамы. Нет и этого кольца,
Что было в мелкой лавочке добыто,
Потом арбатским дождиком омыто,
Чтоб с мамой оставаться до конца.

Так, двадцать лет спустя, пишу по строчке:
Вы знаете, что остаётся дочке?
Шкатулка. Ваза. Может быть, кольцо.
А выше – ненаглядное лицо.

(В.А. Долина, не позднее 2016)
1.2.11.2.1. Как последняя строфа соотносится с содержанием остальной части стихотворения?
1.2.21.2.2. Какую роль в стихотворении играет мотив города?

2. Задание

Выберите один из двух вариантов и выполните задания.
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните задание, которое требует написания развёрнутого ответа ограниченного объёма.
Задания 1.1.31.1.3 и 1.2.31.2.3 предполагают не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в работе (примерный объём ответа 5588 предложений).
Постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик. Указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок, соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Вариант 1.

И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную,
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно - будто лебёдушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поёт;
Горят щеки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой, -
Прозывается Алёной Дмитревной.

Как увижу её, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони лёгкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство своё?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житьё на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копьё бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце бранное черкасское.
Мои очи слёзные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!»

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне:
Как полюбишься - празднуй свадебку,
Не полюбишься - не прогневайся».

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.

(М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»)
1.1.31.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Он <Швабрин> казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостию. Пугачёв осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её».

Швабрин побледнел как мёртвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом... - Государь, она не под караулом... она больна... она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! - сказал он. - Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» - сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

- Тише! - прервал меня Пугачёв. - Это моё дело. А ты,- продолжал он, обращаясь к Швабрину, - не умничай и не ломайся: жена ли она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

У дверей светлицы Швабрин опять остановился и сказал прерывающимся голосом: «Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день как бредит без умолку».

- Отворяй! - сказал Пугачёв.

Швабрин стал искать у себя в карманах и сказал, что не взял с собою ключа. Пугачёв толкнул дверь ногою; замок отскочил; дверь отворилась, и мы вошли.

Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. Что тогда со мною стало - не помню.

Пугачёв посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: «Хорош у тебя лазарет!» - Потом, подошед к Марье Ивановне: «Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чём ты перед ним провинилась?»

- Мой муж! - повторила она. - Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят.

Пугачёв взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! - сказал он ему. - Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?»

Швабрин упал на колени...

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
В чём схоже поведение Кирибеевича и Швабрина в приведённых эпизодах?

Вариант 2.

* * *
Такой был день в семье у нас в апреле.
Что помню я? Все лампочки горели.
Румянились в духовке пирожки.
Родители чудесно хлопотали.
Детишки как умели – лопотали.
Я не о том пишу свои стишки.

Я в этот день купила на Арбате
Одно кольцо, и так всё было кстати –
Его цена, и тонкость, и алмаз...
Как раз для мамы. Просто в самый раз.
Купила и счастливая бежала,
И у груди коробочку держала.
И дождик брызнул прямо мне в лицо.
Он тоже одобрял моё кольцо.

А мама… Мама – девочка с Арбата.
Да, точно, там она жила когда-то…
Пречистенку чертила угольком
И помнила Собачью ту площадку,
Как будто бы теряла там перчатку –
И всё искала глаза уголком.

Кольцо пришлось ей совершенно впору.
Судьба неслась – то в гору, то под гору.
Нет мамы. Нет и этого кольца,
Что было в мелкой лавочке добыто,
Потом арбатским дождиком омыто,
Чтоб с мамой оставаться до конца.

Так, двадцать лет спустя, пишу по строчке:
Вы знаете, что остаётся дочке?
Шкатулка. Ваза. Может быть, кольцо.
А выше – ненаглядное лицо.

(В.А. Долина, не позднее 2016)
1.2.31.2.3. Сопоставьте стихотворение В.А. Долиной «Такой был день в семье у нас в апреле…» с приведённым ниже стихотворением И.А. Бунина «Матери».
МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушёпотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К её плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

(И.А. Бунин, 1906–1911)
В чём заключается образно-тематическое сходство этих произведений?

3. Задание

Выберите только одну из четырёх предложенных тем сочинений.
  1. Почему судьба купца Калашникова сложилась трагически?
    (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»).
  2. Как Вы понимаете слова Вольтера «Поэзия – музыка души»?
    (На примере произведений одного из русских поэтов ХХ в. – начала XXI в.).
  3. В чём заключается смысл фразы Стародума, завершающей комедию: «Вот злонравия достойные плоды»?
    (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
  4. «Маленький человек» и «значительное лицо».
    (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»).
Напишите сочинение объёмом не меньше 200200 слов (при объёме меньше 150150 слов за сочинение выставляется 00 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не менее двух стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.