Тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку №2

1. Задание

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Однажды летом вывела гусыня своих гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был тёплым и радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток есть нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнце ласковое, трава мягкая. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и разбежались по зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, мать часто оказывается забытой.

Вдруг надвинулись тучи, и на землю упали крупные капли дождя. И гусята тут же вспомнили о маме и побежали к ней. А с неба посыпался град. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла ими деток. Гусятам стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а им тепло и уютно.

Потом всё успокоилось. Гусятам хотелось поскорее обратно на луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети гусыни стаи требовать: «Выпускай нас, мама». Мать осторожно подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они заметили, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Но гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она устало ответила: «Всё хорошо, сын». Гусята бегали по траве, и мать была счастлива.

(По В. Сухомлинскому)
Объём изложения – не менее 70 слов.

2. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
Почему рассказчику хотелось попросить прощения у дирижёра и музыкантов?
  1. Рассказчик в детстве совершил поступок, за который потом ему было стыдно.
  2. В Ессентуках, в просторном летнем зале, рассказчик слушал симфонический концерт.
  3. Слушатели пришли на мероприятие, потому что оно было бесплатное.
  4. Слушатели покидали зал, уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.
Запишите номер варианта.

3. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
  1. В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.
  2. Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
  3. Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал.
  4. Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает.
Запишите его номер.

4. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Из предложений 898-9 выпишите слово, в котором написание приставки определяется последующей буквой.

5. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Из предложений 171-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это краткое причастие.

6. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Замените слово «растолковывали» в предложении 66 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.

7. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Из предложения 88 выпишите словосочетание, построенное на основе согласования.

8. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Выпишите грамматическую основу предложения 1414.

9. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Среди предложений 101310-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.

10. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели,(1) пришедшие на мероприятие,(2) вероятно,(3) только потому,(4) что оно бесплатное,(5) начали покидать зал. Уходили с недовольством,(6) выкриками,(7) хлопая сиденьями.
Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые) при вводном слове.

11. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1010.
Ответ запишите цифрой.

12. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Много лет спустя в Ессентуках,(1) в просторном летнем зале,(2) слушал я симфонический концерт. Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике,(3) что они будут играть,(4) когда и кем написано то или иное произведение. Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан,(5) лечащихся или просто жирующих на курорте,(6) и концерт начали с лихой увертюры Штрауса,(7) чтобы подготовить слушателей ко второму,(8) более серьёзному отделению.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

13. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Среди предложений 161-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.

14. Задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
Среди предложений 7127-12 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

15. Задание

Прочтите текст и выполните выполните только один из пунктов 15.115.1-15.315.3
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(8) Но Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (9) Уходили с недовольством, выкриками, хлопая сиденьями.

(10) Я слушал, как надрываются музыканты, чтобы заглушить шум в зале, и мне хотелось за всех нас попросить прощения у милой дирижёрши, у оркестрантов, извиниться и рассказать, как я в детстве совершил поступок, за который потом было стыдно.

(11) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (12) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – Великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её?

(13) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (14) Зато, уже пожилой и седой человек, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

(По В.П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский писатель, автор романов «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» и многих других произведений.
15.1.15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современной российской актрисы, режиссёра и сценариста Ренаты Литвиновой:
Твоя красота – это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение вы можете словами Литвиновой.
15.2.15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста:
Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
15.3.15.3. Как Вы понимаете значение слова раскаяние?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль раскаяния в духовном развитии человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 7070 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.