Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку №25

Тренировочный вариант состоит из 27 заданий. Ответом может быть цифра, несколько цифр, слово или несколько слов. Обратите внимание: ответ всегда записывается без пробелов, например 97531 или яблокорябина. На выполнение тренировочного теста у вас есть 180 минут. Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает ваш результат и покажет верные ответы. Дата публикации: 23 октября 2018 г.
#169

1. Задание#T456

Прочитайте текст и выполните следующее задание.
(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell – «клетка, сота»). (2) <...> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3) Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Матиаса Шлейдера и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.
Показать полностью
Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
  1. Впервые понятие «клетка» появилось в науке благодаря исследованию Роберта Гука ещё в 1665 году, но мысль о том, что клеточное строение имеют все растительные и животные организмы на Земле, укоренилась в научном мире более чем через полтора века после работы Гука.
  2. Матиас Шлейдер и Теодор Шванн явились первооткрывателями в области клеточного строения организма животных через полтора века после открытия микроскопа Робертом Гуком.
  3. Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. сell – «клетка, сота»), так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.
  4. Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Матиасом Шлейдером и Теодором Шванном гораздо позже.
  5. Роберт Гук, Матиас Шлейдер и Теодор Шванн установили, что организмы всех растений, животных и человека состоят из клеток, которые образуют разные биологические ткани.
Запишите номера этих предложений.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

2. Задание#T457

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell – «клетка, сота»). (2) <...> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3) Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Матиаса Шлейдера и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.
Показать полностью
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (22) предложении текста.
Запишите этот союз.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

3. Задание#T458

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell – «клетка, сота»). (2) <...> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3) Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Матиаса Шлейдера и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЕДИНИЦА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (22) предложении текста.
ЕДИНИЦА, -ы, ж.
  1. Цифра, изображающая число 1.
  2. Последняя цифра многозначного числа (спец.)
  3. Величина, которой измеряются другие однородные величины. Е. силы тока.
  4. Отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет (или лицо) в группе подобных. Боевые единицы флота.
  5. Предметы или лица, немногие по числу. Только единицы выполняют план.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

4. Задание#T459

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
  • сорИт
  • некролОг
  • повторЁнный
  • кОрмящий
  • закУпорив
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

5. Задание#T460

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделен-ному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Выход первого издания книги был довольно ДРАМАТИЧНЫМ, почти детективным.
  • ЗА ЖИТЕЙСКОЙ мудростью люди приходили к моей бабушке, которая всех мирила и рассуживала.
  • Кадровая реформа должна ОБХВАТИТЬ фактически всех общественных служащих, состоящих как на госслужбе, так и в органах местного самоуправления.
  • Автор искренне ПРИЗНАТЕЛЕН всем, кто способствовал выполнению настоящей работы.
  • Ирина уже ничего не ждала для себя лично, и в этот момент судьба сделала ей ЦАРСКИЙ подарок.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

6. Задание#T461

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

7. Задание#T462

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • к ВОСЬМИСОТОМУ году
  • НАПОИВ чаем
  • в ДВУХСТА экземплярах
  • голос ЗВОНЧЕ
  • стебли ГЕОРГИНОВ
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

8. Задание#T463

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Порывистый ветер рвал тонкие занавески, украшавшие террасу, вихрями гонял по саду жёлтую листву.
  2. Человек, вошедший в подъезд и который стал подниматься на самый верхний этаж, привлёк моё внимание.
  3. Я совершенно убеждён: каждый их двух братьев велики в своём актёрском мастерстве!
  4. Простодушно улыбаясь, из-за спины Саши появился букет ромашек, которые он нарвал в поле неподалёку от дороги.
  5. На улице было прохладно, и мы, пытаясь согреться, начали бегать по пустынному скверу.
  6. Багаж можно будет получить в терминале аэропорта через час по прилёту лайнера.
  7. «Я так скучала по вас, мои дорогие!» – восклицала маменька, обнимая поочерёдно Машу и Лёню.
  8. Костик решил не только активно заняться спортом, но и начать внимательнее относиться к учёбе.
  9. Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что я совершенно уверен в успешности лечения и что сомневаться не стоит.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

9. Задание#T7011

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  1. ук..рять, пок..рать, пок..рить
  2. г..ризонтальный, г..ристый, г..релый
  3. реж..ссёр, осв..титель, монт..жёр
  4. изм..рительный, архит..ктурный, др..жать
  5. р..торика, ст..рожилы, б..зироваться
Запишите номера ответов.
Это задание подготовила команда Яндекс.Репетитора

10. Задание#T465

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
  • пр..дедушка, над..рву (листок бумаги)
  • пр..крыть, пр..дел (мечтаний)
  • чере..чур, (получить в магазине) ..дачу
  • вз..скать, контр..гра
  • с..ёмка, п..еса
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

11. Задание#T466

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  • гуттаперч..вый
  • потч..вать
  • вкрадч..во
  • намер..ваться
  • человеч..к
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

12. Задание#T467

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  • уступ..шь
  • состар..вшийся
  • ове..нный
  • кашл..вший
  • удержива..мый
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

13. Задание#T468

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Дочка Зоя, нисколько на свою мать (НЕ)ПОХОЖАЯ, была тоненькая, узкая, эфирная блондинка.
  • Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ.
  • Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо.
  • Голос Игоря в ту минуту был (НЕ)ДОБРЫМ и ласковым, как это было всегда, а жёстким и даже грубым.
  • (НЕ)ПОРА ли сделать перерыв и немного отдохнуть?
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

14. Задание#T469

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Максимка, (ЧТО)БЫ ни говорили все вокруг, верил в успех, и (ПО)НЕМНОГУ дело пошло.
  • Подошедший к костру (С)НАЧАЛА застенчиво постоял, а потом придвинулся к огню (ПО)БЛИЖЕ.
  • Погода, как показалось Наташе, БУД(ТО) начала меняться, снег словно перестал валить сплошной стеной – но нет: утром было всё ТО(ЖЕ).
  • «Давай оставим всё (ПО)ПРЕЖНЕМУ», – попросила Ольга таким умоляющим голосом, что я даже не сразу понял, что она имела (В)ВИДУ.
  • (ОТ)ТОГО ли, что за окном зацвела моя любимая сирень, или из-за письма Насти – но, (В)ОБЩЕМ, на душе у меня потеплело.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

15. Задание#T470

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свеже-испечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

16. Задание#T471

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.
  2. Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень захотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.
  3. Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.
  4. Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми.
  5. Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

17. Задание#T472

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

18. Задание#T473

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ну что ж (1) ну что ж (2) да не разбудит страх (3)
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть (4)
Друзья мои (5) туманит ваши очи.

О одиночество (6) как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно (7) ты (8) замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.

(Б.А. Ахмадуллина)
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

19. Задание#T474

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

20. Задание#T475

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пока Андрей жил в деревне (1) он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь (2) что была в городе; он много читал и писал, учился итальянскому языку (3) и (4) когда гулял (5) с удовольствием думал о том (6) что скоро опять сядет за работу.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

21. Задание#T3933

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Всё: лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. (2) Мы слышали, как сестра шепнула нянечке: «Скорее дайте халат». (3) «Да, это трудно: мы идём первыми», – сказал командир. (4) Он верил: его ждут. (5) Он отложил газету и сказал: «Я тебя внимательно слушаю, Лида». (6) В течение дня погода сменялась несколько раз: то светило солнце, то шёл дождь. (7) День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрович, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул: «Каштанка, пойдем!»
Показать полностью
Запишите номера этих предложений.
Это задание подготовила команда Яндекс.Репетитора

22. Задание#T476

Прочитайте текст и выполните следующее задание.
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Сначала Кира Петровна лечила перелом бедра в московской клинике, затем героиню отправили в родной город, к доктору Чагину.
  2. Кира Петровна в период лечения боялась разговора с доктором Чагиным, потому что не хотела знать всей правды о своём состоянии.
  3. Доктор Чагин, как и Кира Петровна, передвигается с помощью костылей, так как во время войны он потерял ногу.
  4. Фикус, который рос в ординаторской, был особенным, потому что, несмотря на регулярные обрезки верхушки, продолжал расти вверх, а не ветвился, как предполагалось.
  5. После разговора с Чагиным в его кабинете Кира Петровна не пала духом, хотя пережила тяжёлое душевное потрясение.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

23. Задание#T477

Прочитайте текст и выполните следующее задание.
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 6–7 представлено описание.
  2. В предложении 9 представлено рассуждение.
  3. Предложение 17 поясняет, раскрывает содержание предложения 16.
  4. В предложениях 30–31 представлено повествование.
  5. В предложениях 66–69 представлено повествование.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

24. Задание#T478

Прочитайте текст и выполните следующее задание.
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Из предложений 50–65 выпишите антонимическую пару.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

25. Задание#T479

Прочитайте текст и выполните следующее задание.
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Среди предложений 20–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью противительного союза и указательного местоимения.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

26. Задание#T480

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, приведённого ниже. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Образность текста И. Грековой строится на грамотном балансе между различными пластами средств художественной выразительности. Она активно использует такой троп, как А______ (в предложениях 6, 7); важную роль в тексте играют такие приёмы, как Б______ (предложения 13, 68), В______ (предложения 10–11, 70–71), а также такой приём, как Г______ (в предложениях 33–35)».
  1. противопоставление
  2. эпифора
  3. вводные слова и предложения
  4. анафора
  5. парцелляция
  6. гипербола
  7. эпитеты
  8. разговорные слова
  9. аллитерация
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

27. Задание#T4697

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2) Кира Петровна! (3) О чём вы так задумались?

(4) Обернулась. (5) Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии. (6) Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7) Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8) Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10) Говорили, что потерял ногу на войне. (11) И, что ещё страшнее, – семью. (12) В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13) Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14) Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15) Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16) Этот фикус был особенный. (17) На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– (18) Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– (19) Да вот на фикус смотрю.
– (20) Что же вы в нём усмотрели?
– (21) Упрямый субъект. (22) В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23) А этот – ни в какую. (24) Стрижём его, стрижём. (25) А он всё растёт в одном направлении – вверх.
– (26) Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27) Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28) С того нашего разговора прошло много времени. (29) И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30) Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31) Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32) Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33) Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34) Снова гимнастика, физиотерапия. (35) Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36) Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37) И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38) Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39) Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. (40) Сели.
– (41) Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– (42) Не помню. (43) Какой фикус? (44) Какой разговор?
– (45) А я помню. (46) Фикус – упрямый, стойкий. (47) Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48) Я вспомнила всё это. (49) И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– (50) Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– (51) Сращения нет. (52) И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– (53) А перспективы?
– (54) Полной реабилитации ждать нельзя. (55) Частичная возможна. (56) Всё это зависит от Вас.
– (57) Значит, до конца – на этих костылях?
– (58) Может быть, без них, с палкой. (59) Хожу же я с ней. (60) С работой справляюсь. (61) Значит, справитесь и вы.

(62) Я закрыла лицо руками.
– (63) Испугались?
– (64) Нет. (65) Осмысливаю.
– (66) Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67) Не замыкаться в собственных бедах. (68) Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69) Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70) Это я вам говорю как врач врачу. (71) И как калека калеке.

(72) Вот оно, это страшное слово – калека. (73) Сколько раз говорила его сама себе. (74) Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75) Впервые услышала его от другого человека. (76) Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77) Отняла руки от лица. (78) Взглянула прямо в глаза Чагину. (79) Даже улыбнулась.
– (80) Молодец, – сказал он. – (81) Фикус.

(по И. Грековой*)

*И. Грекова – литературный псевдоним; настоящее имя – Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) – русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.
Показать полностью
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 00 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 27
Времени прошло: 00:00:00