Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 45 за 2014 год

Тренировочный вариант состоит из 38 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#447

1. Задание#T12028

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. каучУк
  2. красИвее
  3. занятА
  4. нАнявшийся
В ответе укажите номер выбранного слова.

2. Задание#T12029

В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?
  1. На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.
  2. Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.
  3. К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.
  4. Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

3. Задание#T12030

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. несколько полотенец
  2. пара теплых чулок
  3. на восьмиста гектарах
  4. до две тысячи пятого года
В ответе укажите номер выбранного варианта.

4. Задание#T12031

Изучая историю России,
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  1. по-другому воспринимаются известные факты общеевропейской истории.
  2. начинаешь лучше понимать события современности.
  3. передо мной стали проступать черты событий полувековой давности.
  4. у французских студентов возникали все новые и новые вопросы.
Запишите номер выбранного ответа.

5. Задание#T12032

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  1. Занятия в школе штурманов шли согласно распорядку дня.
  2. Одним из упрямцев, умевших отстоять свое мнение перед преподавателем, был Дельвиг.
  3. Довольно скоро с крамольной одой «Вольностью» молодого поэта познакомился и царь.
  4. С мнением Карамзина согласились теперь и те, кто еще недавно критиковал его позицию.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

6. Задание#T12033

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?
  1. Через некоторое время Грибоедов, вернувшись в Персию, принял активное участие в дипломатическом давлении на шаха, который не стремился выполнять условия мира.
  2. Чацкий временами начинает сильно походить на собственное кривое зеркало, на Репетилова, который будет введен автором в пьесу в самом конце.
  3. Фамусов в курсе всех интриг, которые происходят в его особняке, однако не спешит их раскрывать и принимать поспешные решения.
  4. Молчалин попадает в безвыходное положение, которое делает его заложником собственных принципов жизни.
В ответе укажите номер выбранного предложения.

7. Задание#T12034

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  1. Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимают сказки.
  2. Имена героев в сказках А.С. Пушкина тридцатых годов — отнюдь не авторская фантазия.
  3. Сказки Пушкина совмещают в себе элементы волшебных и сатирических народных сказок.
  4. Большое влияние на язык пушкинских сказок оказал русский фольклор.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

8. Задание#T12035

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
  1. Очевидно,
  2. В результате
  3. Например,
  4. Несмотря на это,
Запишите цифру, соответствующую выбранному слову.

9. Задание#T12036

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Какие слова являются грамматической основой в одной из частей четвертого () предложения текста?
  1. роман известен русскому читателю
  2. роман подвергся переработке
  3. роман стал известен
  4. он подвергся
В ответе укажите номер выбранного варианта.

10. Задание#T12037

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Укажите верную характеристику четвертого () предложения текста.
  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями
  4. сложное бессоюзное
В ответе укажите номер выбранного варианта.

11. Задание#T12038

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗВЕСТЕН из четвертого () предложения текста.
  1. действительное причастие
  2. краткое страдательное причастие
  3. краткое прилагательное
  4. деепричастие совершенного вида
Запишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

12. Задание#T12039

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) ________ (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении — в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) ________ с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.
Показать полностью
Укажите значение слова ГЕРОЙ в предложении
  1. лицо, привлекшее к себе внимание
  2. человек, совершающий подвиги
  3. человек, являющийся для кого-либо предметом поклонения
  4. действующее лицо в художественном произведении
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

13. Задание#T12040

К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В ответе укажите номер выбранного варианта.

14. Задание#T12041

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  1. неприм...римость, ч...столюбие, раст...нуться
  2. д...лина, шт...мповать, вым...ршие животные
  3. т...желый, разв...вающиеся флаги, б...тонировать
  4. лучший зап...вала в хоре, подм...сти пол, заж...гание
В ответе укажите номер выбранного варианта.

15. Задание#T12042

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
  1. бе…честный, ра…дражать , и…неженный
  2. раз…скивать, вз…грать, без...мянный
  3. пр…подавать, пр…кратить, пр…глядеться
  4. под…браться, п…наблюдать, пр…родина
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

16. Задание#T12043

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
  1. мама накле…т марку, он остан…тся дома
  2. неуправля…мый снаряд, немысл…мое дело
  3. увид…вшийся, обид…вшийся
  4. ове…нный легендами, установл…нный
В ответе укажите номер выбранного варианта.

17. Задание#T12044

  1. алюмини…вый
  2. неудачл…вый
  3. обогр…вать
  4. заман…вать
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
  1. А, В
  2. А, Б, В
  3. Б, Г
  4. Б, В, Г
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

18. Задание#T12045

В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
  1. Слышался (не)прекращающийся шум ливня.
  2. Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
  3. (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
  4. Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.
В ответе укажите номер выбранного предложения.

19. Задание#T12046

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1. (НА) ВСТРЕЧУ нашей компании вышел сторож и (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени недоверчиво оглядывал нас.
  2. ЧТО(БЫ) хотелось мне сказать вам на прощание, дорогие друзья мои, которых нынче покидаю, быть может, (НА)ВСЕГДА?
  3. (НЕ)СМОТРЯ на данное уже Юле обещание, пришлось повторить ТО(ЖЕ) самое еще раз ее брату.
  4. НЕ(ЗА)ЧЕМ было теперь оставаться в имении, нужно было как можно скорее уезжать в Петербург, ЧТО(БЫ) успеть к началу торгов.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

20. Задание#T12047

Выводы парадоксальны ( ) и могут вызвать шквал негативной критики в научных кругах.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
В ответе укажите номер выбранного варианта.

21. Задание#T12048

Вентиляционная шахта (1) расположенная над погребальной камерой фараона (2) была обнаружена (3) работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

22. Задание#T12049

Эта операция (1) может (2) спасти жизнь пациенту.
Сумма первого взноса по кредиту (3) вероятно (4) окажется больше, чем ожидалось.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

23. Задание#T12050

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
  2. Юля уже спит или просто притворяется спящей.
  3. Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
  4. Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.

24. Задание#T12051

На последние деньги купили самое необходимое: непромокаемые охотничьи спички на парафине, английского пороху в плотно закрытой жестянке, дроби разного калибра.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

25. Задание#T12052

Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

26. Задание#T12053

Егор Иванович третий час вел нас по тайге (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) время от времени поглядывал на компас (4) хотя и без него старик всегда умел выбирать правильное направление.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

27. Задание#T12054

Прочитайте текст.
В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям привычнее и проще казалось писать обычной перьевой авторучкой. Но при этом шариковой ручкой можно было писать с большим нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.
Показать полностью
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
  1. Шариковые ручки, изобретенные Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.
  2. Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, по заказу Британских воздушных сил изобрел венгр Ласло Биро.
  3. Первые шариковые ручки имели множество недостатков: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать.
  4. В шариковой ручке используется стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком, благодаря чему она не царапает бумаги и почти не делает клякс.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

28. Задание#T12055

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Какое утверждение соответствует содержанию текста?
  1. Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.
  2. Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.
  3. Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.
  4. По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.
Запишите в поле ответа цифру, соответствующую номеру выбранного варианта.

29. Задание#T12056

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Какое из утверждений является ошибочным?
  1. Предложения текста содержат описательный фрагмент.
  2. В предложениях представлено повествование.
  3. Предложение содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях и текста.
  4. В предложениях представлено рассуждение.
В ответе укажите номер выбранного варианта.

30. Задание#T12057

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Какое слово используется в тексте в переносном значении?
  1. раненых (предложение )
  2. блестящими (предложение )
  3. удалился (предложение )
  4. улетел (предложение )
Запишите в поле для ответа цифру, соответствующую выбранному слову.

31. Задание#T12058

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

32. Задание#T12059

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Из предложения выпишите все союзы.

33. Задание#T12060

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЛИЖЕ К НАМ (предложение ).

34. Задание#T12061

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение.
Напишите его номер.

35. Задание#T12062

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Среди предложений найдите предложение с обособленным(-ыми) согласованным(-ыми) определением(-ями).
Напишите номер этого предложения.

36. Задание#T12063

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Среди предложений найдите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого сложного предложения.

37. Задание#T12064

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения.
Напишите номер этого предложения.

38. Задание#T12065

Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2) Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3) Я побежал за водой.

(4) Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5) С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6) Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7) Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8) Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9) Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10) Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11) В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12) Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13) А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14) Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15) И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16) Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17) Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18) Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19) А что, она ещё летает?

(20) Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21) Ещё как! – ответил я.

(22) Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23) Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24) Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25) А стрекоза?

– (26) Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27) Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28) Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30) Не так ли и тут?.. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33) И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34) Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35) Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36) И я ему показал это отражение. (37) И он улыбнулся.

(38) Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39) Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задание. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как (А) ________ (см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование (Б) ________ (предложения 21, 25). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении такого тропа, как (В) ________ («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых (Г) ________ (предложения 2,3,4).
Показать полностью

Список терминов:

  1. сравнительный(-ые) оборот(-ы)
  2. эпитет(-ы)
  3. анафора
  4. лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов
  5. неполное(-ые) предложение(-я)
  6. восклицательное(-ые) предложение(-я)
  7. гипербола(-ы)
  8. антитеза(-ы)
  9. риторический вопрос
В поле для ответа запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 38
Времени прошло: 00:00:00