Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 50 за 2016 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#452

1. Задание#T11818

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны. (2)Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путём поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3)Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить своё высокое божественное назначение. (4)И они готовы добиться своей цели. (5)В своём мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6)________ и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
Показать полностью
Выберите два предложения из списка, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Основоположники мировых религий смотрят на мир с оптимизмом, потому что верят в торжество духовной силы, которая поднимет мир к вершинам подлинного совершенства.
  2. Ранние библейские пророки считают, что общество должно выполнить своё высокое божественное назначение, поэтому оно не должно меняться.
  3. Внешняя и внутренняя культура человечества никак не связана ни с прогрессом техническим, ни с прогрессом нравственным.
  4. Основоположники мировых религий готовы добиваться своей цели для того, чтобы связать воедино прогресс технический с прогрессом нравственным.
  5. Для того, чтобы общество смогло выполнить своё высокое божественное предназначение и стать подлинно совершенным, духовная сила должна восторжествовать над материальной.

2. Задание#T11819

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны. (2)Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путём поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3)Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить своё высокое божественное назначение. (4)И они готовы добиться своей цели. (5)В своём мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6)________ и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
Показать полностью
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
  1. Прежде всего
  2. Всё же
  3. Несмотря на это
  4. Поэтому
  5. Итак
В поле для ответа запишите номер выбранного варианта.

3. Задание#T11820

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны. (2)Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путём поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3)Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить своё высокое божественное назначение. (4)И они готовы добиться своей цели. (5)В своём мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6) ________ и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗАТЬ (СВЯЗЫВАТЬ). Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом () предложении текста.
СВЯЗАТЬ, свяжу, свяжешь; связанный; сов.
  1. что. Завязывая, соединить одно с другим. С. концы верёвки. С, вещи. в узел (увязать).
  2. кого-что. Соединить, установить связь, общение, близость между кем-чем-н. С. посёлки железнодорожной веткой. Свяжите меня с вашим руководством. Друзья связаны на всю жизнь.
  3. связанный, с чем. Сопряжённый с чем-н., влекущий за собой что-н. Дело, связанное с риском. Поездка связана с расходами.
  4. связанный, с кем-чем. Близкий кому-чему-н., непосредственно относящийся к кому-чему-н. Места, связанные с памятью поэта.
  5. что с чем. Установить, открыть связь, зависимость между чем-н. С. одно явление с другим.
  6. кого-что. Лишить свободы действий, деятельности, стеснить чем-н. С. инициативу. С. кого-н. обещанием.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11821

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. намЕрение
  2. дефИс
  3. звОнят
  4. кремЕнь
  5. цемЕнт
Укажите номер этого слова.

5. Задание#T11822

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
  • На вопросы мальчишка отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о вчерашнем случае.
  • Операция на сердце прошла УДАЧНО, хирурги прогнозируют благоприятный исход.
  • Последняя его выходка ПЕРЕПОЛНИЛА чашу терпения.
  • Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

6. Задание#T11823

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • на ОБОИХ дорожках
  • ЯРЧАЙШИЙ цвет
  • ЛУЧШЕ всего
  • ДВУМЯСТАМИ страницами
  • заслуженные ДИРЕКТОРА
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание#T11824

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).

Грамматическая ошибка:

  1. ошибка в построении сложного предложения
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Предложение:

  1. Сколько теряют наши молодые люди, не заручившись привычкой думать, работать, изучать с ранней молодости!
  2. Старый учитель долго работает в школе и знал всех её выпускников.
  3. Екатерина читала книгу, написанная известным автором.
  4. Картина написана художником Шишкиным, на которой изображена лесная поляна.
  5. Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым.
  6. В художественных произведениях факты разговорного языка могут быть использованы как стилистический приём.
  7. За миллиарды лет развития жизни на Земле живые существа приобрели способность использовать скрытые от нас силы природы.
  8. В романе «Мастере и Маргарите» Булгаков поднимает проблемы современной действительности.
  9. Все, кто приезжал в этот красивый город, обязательно посещал краеведческий музей.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

8. Задание#T11825

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
  • инж..нерный
  • д..лина
  • п..рошок
  • пол..гаться
  • зас...вать
Впишите это слово в поле для ответов строчными буквами, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11826

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
  • пр..сечь, пр..образовать
  • вы..грал, раз..грал
  • по..ставка, о..становка
  • и..гиб, бе..цельный
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Слова запишите без пробелов и запятых.

10. Задание#T11827

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. стар..нький
  2. ткан..вый
  3. гор..вать
  4. улыбч..вый
  5. мал..нький
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11828

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
  1. (они) сдела..т
  2. мысл..щий (человек)
  3. дума..щий (ученик)
  4. заряжа..щий (пушку)
  5. (кроты) ро..т
В ответе укажите номер выбранного слова.

12. Задание#T11829

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • Домашнее задание до сих пор (НЕ)ВЫПОЛНЕНО.
  • Критик призывал изображать жизнь (НЕ)РОМАНТИЧЕСКИХ влюблённых, а обычных людей.
  • Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
  • Такса Нора (НЕ)МОЖЕТ сидеть спокойно, когда видит свой мячик.
  • В (НЕ)БОЛЬШОЙ, но уютной квартире было много цветов.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

13. Задание#T11830

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к людям.
  • Иван (СО)ВСЕМ не умел спорить и никогда не шёл (НА)ПЕРЕКОР общественному мнению.
  • (В)ОБЩЕМ, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (В)ВИДУ, называя своё произведение так или иначе.
  • (И)ТАК, дети доказали, что хорошая учёба приносит удовлетворение, учитель говорил ТО(ЖЕ) самое.
  • Иногда автор (ПО)РАЗНОМУ определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (С)НАЧАЛА назвал «Рудина» повестью, а потом романом.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова строчными буквами без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11831

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Пират, облитый серебря(1)ым лу(2)ым светом, долго стоял на пороге и напряжё(3)о слушал.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

15. Задание#T11832

Расставьте знаки препинания.
  1. И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил казнь.
  2. Гости выпили ещё по стакану встали из-за стола и простились с Пугачёвым.
  3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
  4. Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
  5. Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.
Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Задание#T11833

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Исполнитель(1) не привыкший к северному равнодушию и сдержанности(2) страдал от прохладного приёма слушателей(3) пришедших(4) на концерт.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

17. Задание#T11834

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Образ врага(1) по мнению писателя Д. Гранина(2) всегда был самым главным в духовной жизни советского человека. Люди того времени не привыкли(3) к сожалению(4) понимать противника, прощать заблуждения, уважать чужие взгляды.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

18. Задание#T11835

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Фёдор понял(1) что заблудился в незнакомом городе(2) и пошёл наугад туда(3) где виднелся купол собора.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

19. Задание#T11836

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Правдивые глаза сказали Левину(1) что она была довольна собою(2) и он, несмотря на то(3) что она краснела(4) тотчас же успокоился.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

20. Задание#T11837

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
  1. Дискуссии о состоянии русского языка шли задолго до времён А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И. Герцена, В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского.
  2. Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин поставили себе задачу сохранить русский язык.
  3. Могучий океан любого великого языка принимает чужие слова, отшлифовывает их, пристраивает к собственным нуждам, принимает в народную речь, письменность, художественную литературу.
  4. Люди, очищая родники и ключи, действуют так же, как писатели, очищающие и сохраняющие родной язык.
  5. Очищенные людьми родники и ключи оживляют небольшие речки и воды Дона.
Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других знаков препинания.

21. Задание#T11838

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
  1. В предложениях представлено повествование.
  2. В предложениях представлено рассуждение.
  3. В предложениях представлено описание.
  4. Предложение объясняет содержание предложений
  5. Предложения противопоставлены по смыслу.
Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других знаков препинания.

22. Задание#T11839

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Показать полностью
Из предложений выпишите синонимы (синонимическую пару).
Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

23. Задание#T11840

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Показать полностью
Cреди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного и указательного местоимений.
Запишите номер этого предложения.

24. Задание#T11841

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Образное повествование о русском языке в тексте задаётся всевозможными средствами. Такие тропы, как (А) ________ (предложение 6, 7), (Б) ________ («не старая плесень, а живая речь» – предложение 12), эмоционально окрашивают текст, а изменения в родном языке Б. П. Екимов передаёт при помощи такого лексического средства, как (В) ________ (предложения 3 и 7 – «перемен, потрясений», а также «огранит, ошлифует»). Используемый им (Г) ________ («конечно же» предложения 14, 17, 19) показывает, что судьба языка не вызывает у автора никакого беспокойства.»
Показать полностью

Список терминов:

  1. диалог
  2. развёрнутая метафора
  3. лексический повтор
  4. ирония
  5. контекстные синонимы
  6. противопоставление
  7. парцелляция
  8. разговорная лексика
  9. риторические вопросы
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00