Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 61 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#462

1. Задание#T11471

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На развитие скелета влияет двигательная активность человека. (2)У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях образуются выступы, бугорки, что увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью и содействует прочности прикрепления. (3)… надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут, становятся крепче и прочнее.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Прочности прикрепления мышцы к кости содействует увеличение поверхности их соприкосновения.
  2. У физически активных людей надкостница обильнее снабжается кровью.
  3. Высокая двигательная активность человека способствует более быстрому формированию крепкого и прочного скелета.
  4. Кости растут быстрее, они становятся крепкими и прочными, если человек занимается физическим трудом, спортом.
  5. У людей, ведущих активный образ жизни, замедляется развитие скелета.
Запишите номера этих предложений.

2. Задание#T11472

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На развитие скелета влияет двигательная активность человека. (2)У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях образуются выступы, бугорки, что увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью и содействует прочности прикрепления. (3)________ надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут, становятся крепче и прочнее.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста?
  1. Только
  2. Кроме того,
  3. Однако
  4. Несмотря на это,
  5. Даже
В поле для ответа запишите номер выбранного варианта.

3. Задание#T11473

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На развитие скелета влияет двигательная активность человека. (2)У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях образуются выступы, бугорки, что увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью и содействует прочности прикрепления. (3)... надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут, становятся крепче и прочнее.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД.
Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ТРУД, -а, м.
  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
  2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
  3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).
  4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
  5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

4. Задание#T11474

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. кровоточАщий
  2. сливОвый
  3. клАла
  4. срЕдства
  5. донЕльзя
В ответе укажите номер, под которым находится это слово.

5. Задание#T11475

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
  • Эта БОЛОТИСТАЯ почва была непригодна для земледелия.
  • Приглашаем на увлекательную прогулку на КОМФОРТАБЕЛЬНОМ теплоходе.
  • Фашисты учинили ЗВЕРСКУЮ расправу над коммунистами.
  • Поддержка БЛАГОДАРСТВЕННЫХ зрителей так нужна начинающему актёру!
  • Петя был ЕДИНСТВЕННЫМ внуком деда Егора.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.

6. Задание#T11476

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • в ПОЛУТОРАХ верстах
  • десяток ПОМИДОРОВ
  • у СИЛЬНЕЙШЕГО игрока
  • в ОБОИХ углах
  • на ИХ огородах
Исправьте ошибку и запишите слово правильно в поле для ответа строчными буквами без пробелов и знаков препинания.

7. Задание#T11477

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).
Грамматическая ошибка:
  1. ошибка в построении сложного предложения
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. ошибка в построении предложения с причастным оборотом
  5. неправильное употребление формы существительного с предлогом
Предложение:
  1. Увидев Снегурочку, ребята захлопали в ладоши и стали в хоровод.
  2. Именно этот гол принёс победу команде «Вымпелу».
  3. Погружённый в темноту полярной ночи город блистал электрическим ожерельем.
  4. Проблемы начались сразу по приезде в город.
  5. Большая часть рекомендованных для летнего чтения книг уже были прочитаны.
  6. Выращенная рассада бабушкой была перевезена на дачу.
  7. Я часто думаю о том, что знают ли наши дети, как растёт хлеб, чем пахнет сжатая нива.
  8. Согласно распоряжения администрации, выдача справок будет производиться в кабинете , расположенном на этаже главного корпуса.
  9. Она чувствовала, что всё само собой должно быть хорошо и грациозно на ней и что поправлять ничего не нужно.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

8. Задание#T11478

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • мак..роны
  • забл..стали
  • к..лоссальный
  • г..ристый
  • в..теран
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву, строчными буквами без пробелов и знаков препинания.

9. Задание#T11479

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
  • в..лететь, ра..смеяться
  • бе..контрольный, ра..пустить
  • пр..смыкающийся, пр..чудливый
  • под..скать, меж..нститутский
  • от..брать, пр..родитель
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

10. Задание#T11480

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  1. затм..вать
  2. услужл..вый
  3. рассматр..вать
  4. движ..мый
  5. рассе..в
В поле для ответа запишите номер выбранного слова.

11. Задание#T11481

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
  1. (они) корм..т
  2. сто..щий (дорого)
  3. (они) бор..тся
  4. (они) шепч..т
  5. дыш..щий (тяжело)
В ответе укажите номер выбранного слова.

12. Задание#T11482

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • (НЕ)ВЕРОЯТНОГО противника он видел в собеседнике, сидящем напротив, а уставшего от политики пожилого человека.
  • Ребенок истощён: видимо, он постоянно (НЕ)ДОЕДАЛ.
  • Мир (НЕ)ОТНЯТЬ у тех, чьи глаза видели ужасы прошлой войны.
  • (НЕ)ПРОВЕРЕННАЯ учителем работа так и осталась лежать на столе.
  • Ничего (НЕ)ЗНАЯ о судьбе бойцов, Травкин всю ночь не смыкал глаз.
Раскройте скобки и выпишите это слово строчными буквами без пробелов и знаков препинания.

13. Задание#T11483

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • (В)НАЧАЛЕ года ещё можно было на ЧТО(ТО) надеяться.
  • (В)СЛЕДСТВИЕ дождей дороги размыло, (ПО)ЭТОМУ быстрого возвращения обоза ждать не приходилось.
  • Буря бушевала (В)ТЕЧЕНИЕ трёх суток, и наш проводник начал вести переговоры (НА)СЧЁТ собачьих упряжек.
  • Кустов (В)ПОЛГОЛОСА разговаривал по телефону, (НА)ХОДУ перестраиваясь.
  • Идти (НА)ПОПЯТНУЮ было поздно, но Витька ВСЁ(ТАКИ) тянул время.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова строчными буквами без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11484

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Эти прекрасные изделия были изготовле(1)ы труже(2)иками цеха чугу(3)ого литья и продемонстрирова(4)ы на заводской выставке.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

15. Задание#T11485

Расставьте знаки препинания.
  1. К вечеру не осталось в руках силы и топор притупился.
  2. Соседи не столько помогали сколько мешали пожарным.
  3. Из города ребята привезли удочки и спиннинг для рыбной ловли и походную палатку.
  4. Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  5. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему новому и благородному.
Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Задание#T11486

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старый дуб (1) весь преображённый (2) раскинувшись шатром сочной зелени (3) млел (4) чуть колыхаясь (5) и (6) шелестя блестящими листочками.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

17. Задание#T11487

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нам (1) уважаемые клиенты (2) конечно (3) надо знать ваше мнение, но (4) всё-таки (5) при принятии решения мы будем опираться на закон.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

18. Задание#T11488

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это парадоксальное изречение (1) великую жизненную мудрость(2) которого(3) я понял только в Арктике (4) передал мне один лётчик.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11489

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом (1) что (2) когда после ужина Борис заглянул к нему (3) он притворился спящим (4) и на другой день рано утром ушёл из дома.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11490

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более.(23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».

(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.

(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

(40)…Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

(По Б. Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
Показать полностью
Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
  1. Семье рассказчика приходилось часто переезжать с места на место.
  2. Сборы сопровождались лихорадочной суматохой, так как переезды совершались внезапно.
  3. Отец рассказчика был гостеприимным хозяином, и в доме часто пекли пироги.
  4. Родители мальчика придерживались современных взглядов: они считали, что недоверие унижает личность.
  5. Преклонение перед книгой у рассказчика сформировалось в раннем детстве.
Укажите номера двух выбранных ответов.

21. Задание#T11492

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».

(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.

(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

(По Б. Л. Васильеву *)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Выберите варианта из списка.
  1. В предложении представлено рассуждение.
  2. В предложении содержится пояснение того, о чём говорится в одной из частей предложения
  3. В предложениях и содержится повествование.
  4. Предложение указывает на следствие того, о чём говорится в предложении
  5. В предложении содержится описание.
В поле для ответа запишите номера, соответствующие выбранным утверждениям.

22. Задание#T11493

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».

(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.

(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

(По Б. Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
Показать полностью
Из предложений выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ запишите строчными буквами без пробелов, запятых и других знаков препинания.

23. Задание#T11494

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».

(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.

(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

(По Б. Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
Показать полностью
Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

24. Задание#T11495

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.

(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.

(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».

(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.

(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

(40)…Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

(По Б. Л. Васильеву *)

*Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Герой-рассказчик, вспоминая о своем детстве, рисует яркую, запоминающуюся картину. В этом ему помогают различные средства выразительности. Обращает на себя внимание сочетание лексики различных стилистических пластов. Это и (А) ________ («фолиант» в предложении 36), и (Б) ________ («оной» в предложении 24). Доверительный тон придаёт такой троп, как (В) ________ («ростом с ящик» в предложении 35), а также синтаксическое средство (Г) ________ (предложения 28, 30, 34)».

Список терминов:

  1. сравнение
  2. парцелляция
  3. архаизм
  4. ряд однородных членов
  5. литота
  6. метонимия
  7. вводные слова
  8. книжная лексика
  9. синтаксический параллелизм
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00