Личный кабинет

Тренировочный вариант Яндекс.ЕГЭ по русскому языку № 72 за 2017 год

Тренировочный вариант состоит из 24 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5) или последовательность цифр (пишите без пробелов: 97531). Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает вашрезультат и покажет верные ответы.
#472

1. Задание#T11332

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Метеоритный дождь возникает из-за разрушения крупного метеорита в процессе его падения на Землю. (2)В Средние века метеоритные дожди не отличали от метеорных потоков и называли их одинаково — «огненный дождь». (3)<…> метеорные потоки — результат вторжения в атмосферу Земли роя метеорных тел, а не разрушения одного метеорита.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
Выберите варианта из списка.
  1. Метеоритный дождь появляется как результат разрушения крупного метеора, а метеоритный поток — это вторжение в атмосферу Земли роя метеорных тел, хотя в Средневековье эти явления не отличали друг от друга.
  2. Метеоритный дождь, возникший из-за разрушения крупного метеорита в процессе его падения на Землю, и метеорный поток в Средние века называли «огненным дождем».
  3. Несмотря на то, что раньше метеоритный дождь и метеорный поток называли одинаково, метеоритный дождь является результатом разрушения крупного метеорита, а метеорный поток — результатом вторжения в атмосферу Земли роя метеорных тел.
  4. Метеоритный дождь и метеорный поток — это результат вторжения в атмосферу Земли роя метеорных тел.
  5. Метеоритный дождь возникает из-за разрушения крупного метеорита в процессе его падения на Землю. В Средние века метеоритные дожди не отличали от метеорных потоков.
Запишите цифры, соответствующие выбранным вариантам, подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

2. Задание#T11333

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Метеоритный дождь возникает из-за разрушения крупного метеорита в процессе его падения на Землю. (2)В Средние века метеоритные дожди не отличали от метеорных потоков и называли их одинаково — «огненный дождь». (3)<…> метеорные потоки — результат вторжения в атмосферу Земли роя метеорных тел, а не разрушения одного метеорита.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем () предложении текста?
  1. Наоборот,
  2. Иными словами,
  3. Однако
  4. Кроме того,
  5. Так,
Запишите номер правильного ответа.

3. Задание#T11334

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Метеоритный дождь возникает из-за разрушения крупного метеорита в процессе его падения на Землю. (2)В Средние века метеоритные дожди не отличали от метеорных потоков и называли их одинаково — «огненный дождь». (3)<…> метеорные потоки — результат вторжения в атмосферу Земли роя метеорных тел, а не разрушения одного метеорита.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором () предложении текста.
ПОТОК, -а, м.
  1. Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п.
  2. Движущаяся масса чего-н. П. лавы. Воздушный п. Людской п. Транспортный п.
  3. Поточное производство (спец.). Перевести (поставить) производство на п.
  4. Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.
Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. Задание#T11335

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. вероисповедАние
  2. бАнты
  3. оптОвый
  4. взялА
  5. налитА
Запишите номер правильного ответа.

5. Задание#T11336

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
  • Танцор продемонстрировал высокое владение ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством.
  • ВРАЖДЕБНОЕ войско готовилось к атаке.
  • Девочка ОДЕЛА куклу в новое платье.
  • «Вести» — это ИНФОРМАЦИОННАЯ программа, в которой освещаются все мировые события.
  • В этой БОЛОТИСТОЙ местности легко можно набрать несколько вёдер клюквы.
Запишите подобранное слово.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

6. Задание#T11337

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • часовые ПОЯСА
  • пять ПЛАТЕЙ
  • двое БРЮК
  • ДВУМЯСТАМИ гвоздями
  • КРАСИВЕЙШИЙ кот
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание#T11338

Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).

Грамматическая ошибка:

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. ошибка в образовании форм числительного

Предложение:

  1. Благодаря проводнику, задержавшему отправление поезда, я успел в последнюю минуту заскочить в вагон.
  2. Семеро котов редкой породы приняли участие в выставке «Экспокот-2016».
  3. Все, кто прочитал великое произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин», сможет легко написать экзаменационное сочинение.
  4. Лёша, уже выбежавший из дома, прокричал маме, что я забыл ключи.
  5. Летом ночи длинны и теплые.
  6. Хотя и давно читал книгу Л. Н. Толстого «Кавказского пленника», я отлично помню содержание этого произведения.
  7. Двое женщин слушали музыку великого композитора, замерев от восторга.
  8. Лучше сделать подарок маме самому, чем купить его на сэкономленные от завтраков деньги.
  9. Вспоминая прошлое, меня часто терзали угрызения совести за тот давний случай.
Запишите подряд выбранные цифры, соответствующие буквам АБВГД.

8. Задание#T11339

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
  • уд..рать
  • п..рископ
  • д..рижёр
  • прил..гательное
  • др..знить
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Задание#T11340

Определите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
  • чере..полосица, во..движение
  • пр..храмывать, пр..рвать
  • об..скать, транс..орданский
  • по..гадать, о..гадать
  • на..пись, по..бросить
Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

10. Задание#T11341

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  1. метел..ца
  2. просе..вать
  3. назойл..вый
  4. зап..вая (песню)
  5. проста..вавший
В ответе запишите номер, под которым находится это слово.

11. Задание#T11342

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  1. извлека..мый
  2. срубл..ный
  3. (он) кол..т
  4. повеш..нный
  5. закле..вший
Запишите номер правильного ответа.

12. Задание#T11343

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
  • (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ мною собака выбежала из-за куста и вспугнула птицу.
  • Этот город находиться вовсе (НЕ)ДАЛЕКО от нас, так что стоит туда съездить и посмотреть знаменитый монастырь.
  • (НЕ)(К)(КОМУ) было обратиться потерявшемуся страннику, чтобы узнать верную дорогу.
  • (НЕ)БОЛЬШОЙ, но ценный груз был получен на таможне.
  • Я еще (НЕ)РЕШИЛ и половины заданий, когда решил отдохнуть и почитать книгу.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

13. Задание#T11344

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • Ученик на уроке труда склеил (ЧТО)ТО (НА)ПОДОБИЕ кораблика.
  • (ЗА)ТО задание по литературе я получил пятёрку, хотя выполнить его (ПО)НАЧАЛУ было непросто.
  • Я буду идти (БОК)О(БОК) со своим товарищем,(НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие преграды.
  • Семён (НА)ЕДИНЕ рассказал отцу о причине драки, (ЧТО)БЫ оправдаться в его глазах.
  • (ТАК)ЖЕ, как вчера, мы будем работать над постройкой дома (В)ПЯТЕРОМ.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

14. Задание#T11345

Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Серебря(1)ая луна торжестве(2)о освещала лес, словно нарисова(3)ый одарё(4)ым живописцем.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

15. Задание#T11346

Расставьте знаки препинания.
  1. Маргарита взяла ключ и внимательно и сосредоточенно перечитала письмо.
  2. Обстановка и впрямь сильно изменилась и дело шло к развязке.
  3. Перед походом в горы туристы пополнили запасы спичек соли тушенки и круп.
  4. Вдалеке виднелись очертания не то какой-то церкви не то ратуши.
  5. В шесть часов было ещё светло и сумерки ещё не опустились на город
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ

16. Задание#T11347

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Поступив(1) в недавно построенное(2) училище(3) я с сожалением вспоминал родные места(4) покинутые мной ради учёбы.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

17. Задание#T11348

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К величайшему своему облегчению, я вдруг увидел что-то(1) вроде(2) ворот и обратился к сторожу, их охранявшему: «Эй(3) друг(4) тут(5) кажется(6) недалеко живет сеньор Фердинанд. Как мне найти его дом?»
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

18. Задание#T11349

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старинный город(1) в разных районах(2) которого(3) воплотилась причудливая фантазия архитекторов(4) каждый месяц привлекал сотни туристов.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

19. Задание#T11350

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но(1) если(2) фотограф был устранён от воссоздания произведений искусства или природы(3) и заменён крупным художником(4) то он предъявлял свои права на воспроизведение истолкованья.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

20. Задание#T11351

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На моральную сторону брата другая личность, диаметрально противоположная личности Лукина, наложила неизгладимо-благотворную печать — это Платон Яковлевич Гамалея, бывший тогда инспектором в Морском корпусе и другом отца. (2)С первых минут, когда юная память могла удерживать первые впечатления, до самой смерти брат отзывался об нём как о благодетеле, как о человеке, которому он обязан лучшею частью своего нравственного достояния. (3)И точно: по рассказам его, казалось, провидение создало этого человека и поставило на занимавшееся им место нарочито для того, чтоб служить примером для возрастающих под сенью наук молодых поколений. (4)Пламенная любовь к науке неутомимость в занятиях, нрав тихий, ровный, кроткий, речь плавная, тихая, как бы утомлённая, смягчённая детским пришепётыванием, где даже немного резкий звук буквы р превращался в л, оттенок дружески-отеческой любви в обращении с кадетами, когда даже самый выговор обращался в устах его в какую-то просьбу, в какую-то мольбу, когда самый большой упрёк ленивцу выражал в подобных фразах: «Ах, братец, ты не знаешь, что ты собственный свой палач, — ты себя наказываешь, ты себя губишь...» (5)«Любите науку, братцы, для самой науки, — повторял он часто готовящимся к выпуску, — а не для того, чтоб надеть эполеты: невежда офицер похож на того животного — знаете, братцы, об котором говорят в басне — ну того, знаете... под золотым чепраком с длинными ушами. (6)Ведь самый богатый чепрак длинных ушей не закроет».

(7)«И точно, он имел дар заставить невольно полюбить большей части моих товарищей, — говорил брат, — полюбить науку для науки». (8)Но каких неутомимых трудов, какого ангельского терпения всё это ему стоило. (9)Не должно забывать жалкое состояние образования кадет того времени: это был какой-то хаос, отсутствие всякой системы, какое-то бессмысленное препровождение времени в классах. (10)Учителя, набранные с борку да с сосенки, с невежественным самовластием распоряжались умственным достоянием детей, им вверяемых. (11)Руководств никаких не было; каждый преподавал что и как ему вздумалось, по бестолковым запискам, принимавшим безобразный вид при переписках под диктовку безграмотным маленьким невеждам и поглощавшим большую часть учебного времени. (12)Платон Яковлевич Гамалея предположил целью своей жизни искоренить это зло, составив руководство по всем предметам наук, и начал с важнейшего: с астрономии, навигации и высших математических вычислений. (13)Святой мученик науки! (14)Он возложил на себя свой крест и нёс его до могилы — один — совершенно один. (15)Он сочинил астрономию и навигацию, высшие дифференциальные вычисления, алгебру, теорию и практику кораблевождения. (16)Я говорю «сочинил», потому что это слово именно отвечает тому геркулесовскому труду этого героя у царя Агистоя. (17)Платон Яковлевич в буквальном смысле должен был взращивать семена этих предметов на бесплодной, мёрзлой тогдашней учёно-литературной почве.

(18)Но прежде, нежели приступить к печатанию своего сочинения, он хотел видеть приложение его на практике, хотел испытать удобопонятность его в изложении и для того предпринял лично преподавание этих предметов гардемаринам. (19)«Никогда не изгладятся из моей памяти, — говорил брат, — те часы, которых мы нетерпеливо дожидались, чтоб бежать в класс к Платону Яковлевичу». (20)Как теперь помню, с какою любовью и почтительным участием мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика, отвечали смело и слушали со вниманием, но всё, что он ни спрашивал, всё, что он ни говорил своим мягким, тихим голосом, в звуках коего уже слышалась чахотка, зародившаяся от неусыпных трудов. (21)Зрение его уже расстроилось, он носил зеленые очки и не всегда мог хорошо различить на учебной доске ни начерченных фигур, ни длинных математических формул, и потому он чаще заставлял нас объясняться словами, и ежели случалось выразиться удачно, то он тотчас фразу записывал и потом вносил в корректурные свои листы. (22)Помню незабвенные для нас часы, когда по окончании класса П. Я. приглашал некоторых счастливцев к себе и там, сидя за ширмою, чтобы предохранить своё зрение от света свечей, он предлагал нам различные вопросы, на которые мы должны были отвечать; вызывал нас на вопросы и отвечал нам, и когда случалось, что предложивший вопрос не понимал его объяснения, он кротко, без всякой обидчивости говорил: (23)«Я, братец, может быть худо объясняю, и ты не понимаешь меня; пожалуйста, Бестужев (или кто другой), объясни ему это…» (24)«Я не могу вам объяснить того обаяния счастья, — всегда говорил брат, вспоминая эти обстоятельства, — не могу вам выразить состояние нашего морального настроения, когда мы, сидя за столом перед ширмою, при тусклом освещении сальной свечи ловили жадным слухом тихие, хриплые звуки нашего обожаемого божества, как поклонники Изиды, и рвались друг перед другом сделаться достойными его одобрения, или когда это божество, этот идеал ума, кротости и смирения поручал кому-нибудь из нас разъяснение его откровений, — мы тогда делались красноречивыми ораторами и часто слышали скрип пера, записывающего наши вдохновения...»

(По М. А. Бестужеву*)

* Михаил Александрович Бестужев (1800—1871) — штабс-капитан лейбгвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Показать полностью
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Выберите варианта из списка.
  1. На формирование личности брата писателя большое влияние оказал его учитель Платон Яковлевич Гамалея.
  2. Автор убежден в том, что современная ему система образования находилась на должном уровне и не требовала реформации.
  3. Ученики с благоговением относились к своему учителю и почитали за счастье слушать его рассуждения.
  4. Зрение Платона Яковлевича Гамалеи было хорошим, однако он всё равно носил синие очки.
  5. Платон Яковлевич Гамалея начал заниматься систематизацией многих наук, таких как астрономия и навигация, высшие дифференциальные вычисления, алгебра, теория и практика кораблевождения.
Укажите номера ответов.

21. Задание#T11352

Прочитайте текст и выполните задание:
(1)На моральную сторону брата другая личность, диаметрально противоположная личности Лукина, наложила неизгладимо-благотворную печать — это Платон Яковлевич Гамалея, бывший тогда инспектором в Морском корпусе и другом отца. (2)С первых минут, когда юная память могла удерживать первые впечатления, до самой смерти брат отзывался об нём как о благодетеле, как о человеке, которому он обязан лучшею частью своего нравственного достояния. (3)И точно: по рассказам его, казалось, провидение создало этого человека и поставило на занимавшееся им место нарочито для того, чтоб служить примером для возрастающих под сенью наук молодых поколений. (4)Пламенная любовь к науке неутомимость в занятиях, нрав тихий, ровный, кроткий, речь плавная, тихая, как бы утомлённая, смягчённая детским пришепётыванием, где даже немного резкий звук буквы р превращался в л, оттенок дружески-отеческой любви в обращении с кадетами, когда даже самый выговор обращался в устах его в какую-то просьбу, в какую-то мольбу, когда самый большой упрёк ленивцу выражал в подобных фразах: «Ах, братец, ты не знаешь, что ты собственный свой палач, — ты себя наказываешь, ты себя губишь...» (5)«Любите науку, братцы, для самой науки, — повторял он часто готовящимся к выпуску, — а не для того, чтоб надеть эполеты: невежда офицер похож на того животного — знаете, братцы, об котором говорят в басне — ну того, знаете... под золотым чепраком с длинными ушами. (6)Ведь самый богатый чепрак длинных ушей не закроет».

(7)«И точно, он имел дар заставить невольно полюбить большей части моих товарищей, — говорил брат, — полюбить науку для науки». (8)Но каких неутомимых трудов, какого ангельского терпения всё это ему стоило. (9)Не должно забывать жалкое состояние образования кадет того времени: это был какой-то хаос, отсутствие всякой системы, какое-то бессмысленное препровождение времени в классах. (10)Учителя, набранные с борку да с сосенки, с невежественным самовластием распоряжались умственным достоянием детей, им вверяемых. (11)Руководств никаких не было; каждый преподавал что и как ему вздумалось, по бестолковым запискам, принимавшим безобразный вид при переписках под диктовку безграмотным маленьким невеждам и поглощавшим большую часть учебного времени. (12)Платон Яковлевич Гамалея предположил целью своей жизни искоренить это зло, составив руководство по всем предметам наук, и начал с важнейшего: с астрономии, навигации и высших математических вычислений. (13)Святой мученик науки! (14)Он возложил на себя свой крест и нёс его до могилы — один — совершенно один. (15)Он сочинил астрономию и навигацию, высшие дифференциальные вычисления, алгебру, теорию и практику кораблевождения. (16)Я говорю «сочинил», потому что это слово именно отвечает тому геркулесовскому труду этого героя у царя Агистоя. (17)Платон Яковлевич в буквальном смысле должен был взращивать семена этих предметов на бесплодной, мёрзлой тогдашней учёно-литературной почве.

(18)Но прежде, нежели приступить к печатанию своего сочинения, он хотел видеть приложение его на практике, хотел испытать удобопонятность его в изложении и для того предпринял лично преподавание этих предметов гардемаринам. (19)«Никогда не изгладятся из моей памяти, — говорил брат, — те часы, которых мы нетерпеливо дожидались, чтоб бежать в класс к Платону Яковлевичу». (20)Как теперь помню, с какою любовью и почтительным участием мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика, отвечали смело и слушали со вниманием, но всё, что он ни спрашивал, всё, что он ни говорил своим мягким, тихим голосом, в звуках коего уже слышалась чахотка, зародившаяся от неусыпных трудов. (21)Зрение его уже расстроилось, он носил зеленые очки и не всегда мог хорошо различить на учебной доске ни начерченных фигур, ни длинных математических формул, и потому он чаще заставлял нас объясняться словами, и ежели случалось выразиться удачно, то он тотчас фразу записывал и потом вносил в корректурные свои листы. (22)Помню незабвенные для нас часы, когда по окончании класса П. Я. приглашал некоторых счастливцев к себе и там, сидя за ширмою, чтобы предохранить своё зрение от света свечей, он предлагал нам различные вопросы, на которые мы должны были отвечать; вызывал нас на вопросы и отвечал нам, и когда случалось, что предложивший вопрос не понимал его объяснения, он кротко, без всякой обидчивости говорил: (23)«Я, братец, может быть худо объясняю, и ты не понимаешь меня; пожалуйста, Бестужев (или кто другой), объясни ему это…» (24)«Я не могу вам объяснить того обаяния счастья, — всегда говорил брат, вспоминая эти обстоятельства, — не могу вам выразить состояние нашего морального настроения, когда мы, сидя за столом перед ширмою, при тусклом освещении сальной свечи ловили жадным слухом тихие, хриплые звуки нашего обожаемого божества, как поклонники Изиды, и рвались друг перед другом сделаться достойными его одобрения, или когда это божество, этот идеал ума, кротости и смирения поручал кому-нибудь из нас разъяснение его откровений, — мы тогда делались красноречивыми ораторами и часто слышали скрип пера, записывающего наши вдохновения...»

(По М. А. Бестужеву*)

* Михаил Александрович Бестужев (1800—1871) — штабс-капитан лейбгвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Показать полностью
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Выберите варианта из списка.
  1. В предложениях и представлено повествование.
  2. Предложение подтверждает суждение, высказанное в предложении
  3. В предложении представлено описание.
  4. Предложение указывает на причину того, о чём говорится в предложении
  5. В предложениях и присутствуют элементы рассуждения.
В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

22. Задание#T11353

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На моральную сторону брата другая личность, диаметрально противоположная личности Лукина, наложила неизгладимо-благотворную печать — это Платон Яковлевич Гамалея, бывший тогда инспектором в Морском корпусе и другом отца. (2)С первых минут, когда юная память могла удерживать первые впечатления, до самой смерти брат отзывался об нём как о благодетеле, как о человеке, которому он обязан лучшею частью своего нравственного достояния. (3)И точно: по рассказам его, казалось, провидение создало этого человека и поставило на занимавшееся им место нарочито для того, чтоб служить примером для возрастающих под сенью наук молодых поколений. (4)Пламенная любовь к науке неутомимость в занятиях, нрав тихий, ровный, кроткий, речь плавная, тихая, как бы утомлённая, смягчённая детским пришепётыванием, где даже немного резкий звук буквы р превращался в л, оттенок дружески-отеческой любви в обращении с кадетами, когда даже самый выговор обращался в устах его в какую-то просьбу, в какую-то мольбу, когда самый большой упрёк ленивцу выражал в подобных фразах: «Ах, братец, ты не знаешь, что ты собственный свой палач, — ты себя наказываешь, ты себя губишь...» (5)«Любите науку, братцы, для самой науки, — повторял он часто готовящимся к выпуску, — а не для того, чтоб надеть эполеты: невежда офицер похож на того животного — знаете, братцы, об котором говорят в басне — ну того, знаете... под золотым чепраком с длинными ушами. (6)Ведь самый богатый чепрак длинных ушей не закроет».

(7)«И точно, он имел дар заставить невольно полюбить большей части моих товарищей, — говорил брат, — полюбить науку для науки». (8)Но каких неутомимых трудов, какого ангельского терпения всё это ему стоило. (9)Не должно забывать жалкое состояние образования кадет того времени: это был какой-то хаос, отсутствие всякой системы, какое-то бессмысленное препровождение времени в классах. (10)Учителя, набранные с борку да с сосенки, с невежественным самовластием распоряжались умственным достоянием детей, им вверяемых. (11)Руководств никаких не было; каждый преподавал что и как ему вздумалось, по бестолковым запискам, принимавшим безобразный вид при переписках под диктовку безграмотным маленьким невеждам и поглощавшим большую часть учебного времени. (12)Платон Яковлевич Гамалея предположил целью своей жизни искоренить это зло, составив руководство по всем предметам наук, и начал с важнейшего: с астрономии, навигации и высших математических вычислений. (13)Святой мученик науки! (14)Он возложил на себя свой крест и нёс его до могилы — один — совершенно один. (15)Он сочинил астрономию и навигацию, высшие дифференциальные вычисления, алгебру, теорию и практику кораблевождения. (16)Я говорю «сочинил», потому что это слово именно отвечает тому геркулесовскому труду этого героя у царя Агистоя. (17)Платон Яковлевич в буквальном смысле должен был взращивать семена этих предметов на бесплодной, мёрзлой тогдашней учёно-литературной почве.

(18)Но прежде, нежели приступить к печатанию своего сочинения, он хотел видеть приложение его на практике, хотел испытать удобопонятность его в изложении и для того предпринял лично преподавание этих предметов гардемаринам. (19)«Никогда не изгладятся из моей памяти, — говорил брат, — те часы, которых мы нетерпеливо дожидались, чтоб бежать в класс к Платону Яковлевичу». (20)Как теперь помню, с какою любовью и почтительным участием мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика, отвечали смело и слушали со вниманием, но всё, что он ни спрашивал, всё, что он ни говорил своим мягким, тихим голосом, в звуках коего уже слышалась чахотка, зародившаяся от неусыпных трудов. (21)Зрение его уже расстроилось, он носил зеленые очки и не всегда мог хорошо различить на учебной доске ни начерченных фигур, ни длинных математических формул, и потому он чаще заставлял нас объясняться словами, и ежели случалось выразиться удачно, то он тотчас фразу записывал и потом вносил в корректурные свои листы. (22)Помню незабвенные для нас часы, когда по окончании класса П. Я. приглашал некоторых счастливцев к себе и там, сидя за ширмою, чтобы предохранить своё зрение от света свечей, он предлагал нам различные вопросы, на которые мы должны были отвечать; вызывал нас на вопросы и отвечал нам, и когда случалось, что предложивший вопрос не понимал его объяснения, он кротко, без всякой обидчивости говорил: (23)«Я, братец, может быть худо объясняю, и ты не понимаешь меня; пожалуйста, Бестужев (или кто другой), объясни ему это…» (24)«Я не могу вам объяснить того обаяния счастья, — всегда говорил брат, вспоминая эти обстоятельства, — не могу вам выразить состояние нашего морального настроения, когда мы, сидя за столом перед ширмою, при тусклом освещении сальной свечи ловили жадным слухом тихие, хриплые звуки нашего обожаемого божества, как поклонники Изиды, и рвались друг перед другом сделаться достойными его одобрения, или когда это божество, этот идеал ума, кротости и смирения поручал кому-нибудь из нас разъяснение его откровений, — мы тогда делались красноречивыми ораторами и часто слышали скрип пера, записывающего наши вдохновения...»

(По М. А. Бестужеву*)

*Михаил Александрович Бестужев (1800—1871) — штабс-капитан лейбгвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Показать полностью
Из предложений () выпишите слово со значением: «Человек, который оказывает кому-либо покровительство из милости».

23. Задание#T11354

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На моральную сторону брата другая личность, диаметрально противоположная личности Лукина, наложила неизгладимо-благотворную печать — это Платон Яковлевич Гамалея, бывший тогда инспектором в Морском корпусе и другом отца. (2)С первых минут, когда юная память могла удерживать первые впечатления, до самой смерти брат отзывался об нём как о благодетеле, как о человеке, которому он обязан лучшею частью своего нравственного достояния. (3)И точно: по рассказам его, казалось, провидение создало этого человека и поставило на занимавшееся им место нарочито для того, чтоб служить примером для возрастающих под сенью наук молодых поколений. (4)Пламенная любовь к науке неутомимость в занятиях, нрав тихий, ровный, кроткий, речь плавная, тихая, как бы утомлённая, смягчённая детским пришепётыванием, где даже немного резкий звук буквы р превращался в л, оттенок дружески-отеческой любви в обращении с кадетами, когда даже самый выговор обращался в устах его в какую-то просьбу, в какую-то мольбу, когда самый большой упрёк ленивцу выражал в подобных фразах: «Ах, братец, ты не знаешь, что ты собственный свой палач, — ты себя наказываешь, ты себя губишь...» (5)«Любите науку, братцы, для самой науки, — повторял он часто готовящимся к выпуску, — а не для того, чтоб надеть эполеты: невежда офицер похож на того животного — знаете, братцы, об котором говорят в басне — ну того, знаете... под золотым чепраком с длинными ушами. (6)Ведь самый богатый чепрак длинных ушей не закроет».

(7)«И точно, он имел дар заставить невольно полюбить большей части моих товарищей, — говорил брат, — полюбить науку для науки». (8)Но каких неутомимых трудов, какого ангельского терпения всё это ему стоило. (9)Не должно забывать жалкое состояние образования кадет того времени: это был какой-то хаос, отсутствие всякой системы, какое-то бессмысленное препровождение времени в классах. (10)Учителя, набранные с борку да с сосенки, с невежественным самовластием распоряжались умственным достоянием детей, им вверяемых. (11)Руководств никаких не было; каждый преподавал что и как ему вздумалось, по бестолковым запискам, принимавшим безобразный вид при переписках под диктовку безграмотным маленьким невеждам и поглощавшим большую часть учебного времени. (12)Платон Яковлевич Гамалея предположил целью своей жизни искоренить это зло, составив руководство по всем предметам наук, и начал с важнейшего: с астрономии, навигации и высших математических вычислений. (13)Святой мученик науки! (14)Он возложил на себя свой крест и нёс его до могилы — один — совершенно один. (15)Он сочинил астрономию и навигацию, высшие дифференциальные вычисления, алгебру, теорию и практику кораблевождения. (16)Я говорю «сочинил», потому что это слово именно отвечает тому геркулесовскому труду этого героя у царя Агистоя. (17)Платон Яковлевич в буквальном смысле должен был взращивать семена этих предметов на бесплодной, мёрзлой тогдашней учёно-литературной почве.

(18)Но прежде, нежели приступить к печатанию своего сочинения, он хотел видеть приложение его на практике, хотел испытать удобопонятность его в изложении и для того предпринял лично преподавание этих предметов гардемаринам. (19)«Никогда не изгладятся из моей памяти, — говорил брат, — те часы, которых мы нетерпеливо дожидались, чтоб бежать в класс к Платону Яковлевичу». (20)Как теперь помню, с какою любовью и почтительным участием мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика, отвечали смело и слушали со вниманием, но всё, что он ни спрашивал, всё, что он ни говорил своим мягким, тихим голосом, в звуках коего уже слышалась чахотка, зародившаяся от неусыпных трудов. (21)Зрение его уже расстроилось, он носил зеленые очки и не всегда мог хорошо различить на учебной доске ни начерченных фигур, ни длинных математических формул, и потому он чаще заставлял нас объясняться словами, и ежели случалось выразиться удачно, то он тотчас фразу записывал и потом вносил в корректурные свои листы. (22)Помню незабвенные для нас часы, когда по окончании класса П. Я. приглашал некоторых счастливцев к себе и там, сидя за ширмою, чтобы предохранить своё зрение от света свечей, он предлагал нам различные вопросы, на которые мы должны были отвечать; вызывал нас на вопросы и отвечал нам, и когда случалось, что предложивший вопрос не понимал его объяснения, он кротко, без всякой обидчивости говорил: (23)«Я, братец, может быть худо объясняю, и ты не понимаешь меня; пожалуйста, Бестужев (или кто другой), объясни ему это…» (24)«Я не могу вам объяснить того обаяния счастья, — всегда говорил брат, вспоминая эти обстоятельства, — не могу вам выразить состояние нашего морального настроения, когда мы, сидя за столом перед ширмою, при тусклом освещении сальной свечи ловили жадным слухом тихие, хриплые звуки нашего обожаемого божества, как поклонники Изиды, и рвались друг перед другом сделаться достойными его одобрения, или когда это божество, этот идеал ума, кротости и смирения поручал кому-нибудь из нас разъяснение его откровений, — мы тогда делались красноречивыми ораторами и часто слышали скрип пера, записывающего наши вдохновения...»

(По М. А. Бестужеву *)

* Михаил Александрович Бестужев (1800—1871) — штабс-капитан лейбгвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Показать полностью
Среди предложений () найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи частицы.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

24. Задание#T11355

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)На моральную сторону брата другая личность, диаметрально противоположная личности Лукина, наложила неизгладимо-благотворную печать — это Платон Яковлевич Гамалея, бывший тогда инспектором в Морском корпусе и другом отца. (2)С первых минут, когда юная память могла удерживать первые впечатления, до самой смерти брат отзывался об нём как о благодетеле, как о человеке, которому он обязан лучшею частью своего нравственного достояния. (3)И точно: по рассказам его, казалось, провидение создало этого человека и поставило на занимавшееся им место нарочито для того, чтоб служить примером для возрастающих под сенью наук молодых поколений. (4)Пламенная любовь к науке неутомимость в занятиях, нрав тихий, ровный, кроткий, речь плавная, тихая, как бы утомлённая, смягчённая детским пришепётыванием, где даже немного резкий звук буквы р превращался в л, оттенок дружески-отеческой любви в обращении с кадетами, когда даже самый выговор обращался в устах его в какую-то просьбу, в какую-то мольбу, когда самый большой упрёк ленивцу выражал в подобных фразах: «Ах, братец, ты не знаешь, что ты собственный свой палач, — ты себя наказываешь, ты себя губишь...» (5)«Любите науку, братцы, для самой науки, — повторял он часто готовящимся к выпуску, — а не для того, чтоб надеть эполеты: невежда офицер похож на того животного — знаете, братцы, об котором говорят в басне — ну того, знаете... под золотым чепраком с длинными ушами. (6)Ведь самый богатый чепрак длинных ушей не закроет».

(7)«И точно, он имел дар заставить невольно полюбить большей части моих товарищей, — говорил брат, — полюбить науку для науки». (8)Но каких неутомимых трудов, какого ангельского терпения всё это ему стоило. (9)Не должно забывать жалкое состояние образования кадет того времени: это был какой-то хаос, отсутствие всякой системы, какое-то бессмысленное препровождение времени в классах. (10)Учителя, набранные с борку да с сосенки, с невежественным самовластием распоряжались умственным достоянием детей, им вверяемых. (11)Руководств никаких не было; каждый преподавал что и как ему вздумалось, по бестолковым запискам, принимавшим безобразный вид при переписках под диктовку безграмотным маленьким невеждам и поглощавшим большую часть учебного времени. (12)Платон Яковлевич Гамалея предположил целью своей жизни искоренить это зло, составив руководство по всем предметам наук, и начал с важнейшего: с астрономии, навигации и высших математических вычислений. (13)Святой мученик науки! (14)Он возложил на себя свой крест и нёс его до могилы — один — совершенно один. (15)Он сочинил астрономию и навигацию, высшие дифференциальные вычисления, алгебру, теорию и практику кораблевождения. (16)Я говорю «сочинил», потому что это слово именно отвечает тому геркулесовскому труду этого героя у царя Агистоя. (17)Платон Яковлевич в буквальном смысле должен был взращивать семена этих предметов на бесплодной, мёрзлой тогдашней учёно-литературной почве.

(18)Но прежде, нежели приступить к печатанию своего сочинения, он хотел видеть приложение его на практике, хотел испытать удобопонятность его в изложении и для того предпринял лично преподавание этих предметов гардемаринам. (19)«Никогда не изгладятся из моей памяти, — говорил брат, — те часы, которых мы нетерпеливо дожидались, чтоб бежать в класс к Платону Яковлевичу». (20)Как теперь помню, с какою любовью и почтительным участием мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика, отвечали смело и слушали со вниманием, но всё, что он ни спрашивал, всё, что он ни говорил своим мягким, тихим голосом, в звуках коего уже слышалась чахотка, зародившаяся от неусыпных трудов. (21)Зрение его уже расстроилось, он носил зеленые очки и не всегда мог хорошо различить на учебной доске ни начерченных фигур, ни длинных математических формул, и потому он чаще заставлял нас объясняться словами, и ежели случалось выразиться удачно, то он тотчас фразу записывал и потом вносил в корректурные свои листы. (22)Помню незабвенные для нас часы, когда по окончании класса П. Я. приглашал некоторых счастливцев к себе и там, сидя за ширмою, чтобы предохранить своё зрение от света свечей, он предлагал нам различные вопросы, на которые мы должны были отвечать; вызывал нас на вопросы и отвечал нам, и когда случалось, что предложивший вопрос не понимал его объяснения, он кротко, без всякой обидчивости говорил: (23)«Я, братец, может быть худо объясняю, и ты не понимаешь меня; пожалуйста, Бестужев (или кто другой), объясни ему это…» (24)«Я не могу вам объяснить того обаяния счастья, — всегда говорил брат, вспоминая эти обстоятельства, — не могу вам выразить состояние нашего морального настроения, когда мы, сидя за столом перед ширмою, при тусклом освещении сальной свечи ловили жадным слухом тихие, хриплые звуки нашего обожаемого божества, как поклонники Изиды, и рвались друг перед другом сделаться достойными его одобрения, или когда это божество, этот идеал ума, кротости и смирения поручал кому-нибудь из нас разъяснение его откровений, — мы тогда делались красноречивыми ораторами и часто слышали скрип пера, записывающего наши вдохновения...»

(По М. А. Бестужеву * )

* Михаил Александрович Бестужев (1800—1871) — штабс-капитан лейбгвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задание. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами).
«Вспоминая об учителе своего брата, Петре Яковлевиче Гамалеи, автор использует такие лексические средства, как (А) ________ («с борку да с сосенки» в предложении 10) и (Б) ________ («как поклонники Изиды» в предложении 24). Кроме того, М. Бестужев использует такое синтаксическое средство, как (В) ________ (предложения 14, 15) и троп (Г) ________ («незабвенные часы» в предложении 22, «неусыпные труды» в предложении 20)».

Список терминов:

  1. просторечная лексика
  2. анафора
  3. метонимия
  4. фразеологизмы
  5. литота
  6. сравнение
  7. парцелляция
  8. эпитеты
  9. риторический вопрос
Запишите в поле для ответа цифры, соответствующие буквам АБВГ.
Это задание взято из Яндекс.ЕГЭ
03:30:00
Выполнено заданий: 0 из 24
Времени прошло: 00:00:00