Личный кабинет

Тренировочный вариант ЕГЭ по истории №43

Тренировочный вариант состоит из 25 заданий. Ответом может быть целое число, десятичная дробь (записывайте её через запятую, вот так: 2,5), слово, последовательность цифр или слов (пишите без пробелов: 97531). На выполнение тренировочного теста у вас есть 235 минут. Закончив работу, нажмите «Завершить тест». Яндекс.Репетитор подсчитает ваш результат и покажет верные ответы.
#9774

1. Задание#T29620

Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. созыв первого Земского собора
  2. падение Западной Римской империи
  3. Гангутское морское сражение
Запишите в поле для ответа последовательность цифр подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

2. Задание#T29621

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ
  1. первое «хождение в народ»
  2. принятие Декрета о мире
  3. заключение Бахчисарайского мира с Турцией
  4. битва на реке Сить
ГОД
  1. 1238 г.
  2. 1425 г.
  3. 1681 г.
  4. 1874 г.
  5. 1917 г.
  6. 1936 г.
В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

3. Задание#T29622

Ниже приведён ряд терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду руководства СССР Н.С. Хрущёва.
  1. съезд народных депутатов СССР;
  2. КГБ;
  3. совнархозы;
  4. семилетний план развития народного хозяйства;
  5. Карибский кризис;
  6. «Пражская весна».
Найдите и запишите порядковые номера терминов, понятий, названий, относящихся к другому историческому периоду.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

4. Задание#T29623

Явление, связанное с деятельностью людей, считающих себя «гражданами мира», ставящих на первое место интересы человечества, а не своей родины (нации). Кампания по борьбе против этого явления широко развернулась в СССР в конце 1940-х гг.

Запишите термин, о котором идёт речь.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

5. Задание#T29624

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
  1. реформы Избранной рады
  2. политическая раздробленность русских земель
  3. Северная война
  4. политика «военного коммунизма»
ФАКТ
  1. Полтавский бой
  2. принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
  3. создание стрелецкого войска
  4. восшествие Юрия Долгорукого на киевский престол
  5. введение всеобщей трудовой повинности
  6. убийство князей Бориса и Глеба Владимировичей
В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

6. Задание#T29625

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А. «Заложил [князь] город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил [князь] церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык… Отец ведь его… землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».

Показать полностью

Б. «Сказал [князь] матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди…

Пришёл [князь] в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву с [князем], и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал [князь] своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!». И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город».

Показать полностью
ХАРАКТЕРИСТИКИ
  1. Описываемые события относятся к XI в.
  2. Отцом князя, о котором говорится в тексте, был Рюрик.
  3. Князь, о котором говорится в тексте, разгромил Хазарский каганат.
  4. К тому же веку, в котором происходили описываемые в тексте события, относятся события, описываемые в «Слове о полку Игоревом».
  5. Князь, о котором говорится в тексте, погиб от рук печенегов.
  6. Князь, о котором говорится в тексте, вошёл в историю под прозвищем Мудрый.
В ответ запишите в порядке возрастания сначала последовательность цифр, соответствующих фрагменту А, затем последовательность цифр, соответствующих фрагменту Б. Например, если фрагменту А соответствуют цифры 1 и 6, а фрагменту Б – цифры 2 и 4, верной записью ответа будет 1624.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

7. Задание#T29626

Что из перечисленного относится к реформам Александра II?
  1. введение всесословной воинской повинности
  2. учреждение Государственного совета
  3. создание земских собраний и управ
  4. отмена крепостного права
  5. создание военных поселений
  6. принятие первого Свода законов Российской империи
Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

8. Задание#T29627

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А. В ходе ________ битвы происходили ожесточённые бои на Мамаевом кургане.

Б. В декабре ________ года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой.

В. Верховным главнокомандующим советскими войсками в годы Великой Отечественной войны был ________.

Пропущенные элементы:

  1. Г.К. Жуков
  2. 1941
  3. Сталинградская
  4. И.В. Сталин
  5. 1942
  6. Курская
В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

9. Задание#T29628

Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ
  1. создание Верховного Тайного совета
  2. учреждение патриаршества на Руси
  3. создание Временного правительства
  4. Любечский съезд князей
УЧАСТНИК
  1. Б.Ф. Годунов
  2. В.М. Молотов
  3. Владимир Мономах
  4. А.Д. Меншиков
  5. Святополк Окаянный
  6. А.И. Гучков
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

10. Задание#T29629

Прочтите отрывок из международного договора, заключённого СССР со страной, название которой трижды пропущено в тексте.

«Военные действия между СССР и ________ прекращаются немедленно в порядке, предусмотренном прилагаемым к настоящему Договору Протоколом.

Государственная граница между СССР и ________ устанавливается по новой линии, по которой в состав территории СССР включаются весь Карельский перешеек с г. Выборгом (Виппури) и Выборгским заливом с островами, западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольмом, Сортавала, Суоярви…

________ выражает согласие сдать Советскому Союзу в аренду… сроком на 30 лет, полуостров Ханко и морскую территорию вокруг него, радиусом в 5 миль к югу и востоку и в 3 мили к западу и северу от него, и ряд островов, примыкающих к нему... – для создания там военно- морской базы».

Показать полностью
Напишите пропущенное название.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

11. Задание#T29630

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
ВекСобытие истории РоссииСобытие истории зарубежных стран
XX в.(А)________(Б)________
XVIII в.(В)________Воцарение Людовика XV во Франции
(Г)________Издание закона о земских начальниках(Д)________
(Е)________Пресечение династии Ивана Калиты на московском престолеНачало Реформации в Англии

Пропущенные элементы:

  1. открытие заседаний Долгого парламента в Англии XIX в.
  2. XIX в.
  3. провозглашение Китайской Народной Республики
  4. Медный бунт
  5. катастрофа на Чернобыльской АЭС
  6. провозглашение России империей
  7. XVII в.
  8. XVI в.
  9. провозглашение Наполеона Бонапарта императором французов
В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

12. Задание#T29631

Прочтите отрывок из письма.

«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты – ничтожество; дома ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы «[ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», – это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…

[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас – не стоит подробно и рассказывать!»

Показать полностью
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
  1. Автор письма – царь Алексей Михайлович.
  2. Письмо было написано в XVI в.
  3. Адресат письма, с точки зрения автора, изменник.
  4. В письме упоминаются члены Избранной рады.
  5. Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.
  6. В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти.
Запишите в поле для ответа три выбранных номера подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

13. Задание#T29632

Рассмотрите схему и выполните задание.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Кто занимал российский престол во время войны, событиям которой посвящена схема?
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

14. Задание#T29633

Рассмотрите схему и выполните задание.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

15. Задание#T29634

Рассмотрите схему и выполните задание.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Напишите строчными буквами без пробелов и знаков препинания название крепости, обозначенной на схеме цифрой «2».
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

16. Задание#T29635

Рассмотрите схему и выполните задание.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
Выберите три суждения из шести предложенных.
  1. В ходе войны, событиям которой посвящена схема, военные действия велись, в том числе, на территории государства, обозначенного на схеме цифрой «3».
  2. В ходе войны, событиям которой посвящена схема, российские войска не смогли овладеть крепостью, обозначенной на схеме цифрой «2».
  3. Командующим российскими войсками в войне, событиям которой посвящена схема, был А.В. Суворов.
  4. По итогам войны, событиям которой посвящена схема, обозначенная на схеме цифрой «4» крепость перешла России.
  5. В период войны, событиям которой посвящена схема, в России произошло восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.
  6. Во время войны, событиям которой посвящена схема, военные действия происходили как на суше, так и на море.
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

17. Задание#T29636

Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
  1. картина «Последний день Помпеи»
  2. повесть «Об Ерше Ершовиче»
  3. трактат «Слово о законе и благодати»
  4. роман «Хождение по мукам»
ХАРАКТЕРИСТИКА
  1. Сюжет произведения посвящён событиям Гражданской войны.
  2. Автор произведения – М.А. Булгаков.
  3. Произведение носит сатирический характер.
  4. Сюжет произведения посвящён событиям церковного раскола.
  5. Автор произведения – К.П. Брюллов.
  6. Произведение было создано в XI в.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

18. Задание#T29637

Рассмотрите изображение и выполните задание.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными?
  1. Данная марка была выпущена в период руководства СССР М.С. Горбачёва.
  2. В год выпуска данной марки в СССР прошёл XX съезд КПСС.
  3. Исторический деятель, которому посвящена марка, родился во время Первой российской революции.
  4. Изображение на марке подчеркивает заслуги изображённого на ней исторического деятеля в освоении космического пространства.
  5. В период жизни исторического деятеля, которому посвящена марка, в СССР была принята Конституция «развитого социализма».
В ответе укажите номера двух выбранных вариантов без пробелов и запятых.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

19. Задание#T29638

Рассмотрите изображение и выполните задание.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие из представленных монет посвящены событиям, произошедшим в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке?
Какие из представленных монет посвящены событиям, произошедшим в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке?
В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

20. Задание#T29639

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос.

Из журналов Непременного совета.

«Читано всеподданнейше прошение тайного советника графа С.П. Румянцева, в коем представляя, что многие помещики нашли бы существенную пользу, чтоб крестьян, вместо продажи их, отпускать на волю целыми селениями, если бы дозволено им было делать с ними условия и укреплять им в собственность участки земли каждому особенно, или целым обществам, испрашивает: 1. даровать помещикам таковое право и ненарушимость обоюдного согласия обеспечить законом; 2. из уволенных таким образом крестьян учредить новое в государстве сословие...

Что принадлежит до самой мысли, то Сенат рассуждает, что она и с законами, доселе существовавшими, сообразна и во многих случаях … может быть полезна. Но образ, коим предполагается произвести сию мысль в действо, Совет находит неудобным по следующим уважениям: мнение об освобождении крестьян… столь усилилось в умах, что малейший повод и прикосновение к сему предмету может произвести опасные заблуждения. Примеры ослушаний... доказывают ясно, сколь много народ расположен к новостям сего рода... При таковом расположении умов издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвесть превратные толки, и… многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нём первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе... Генерал-прокурор к сему присоединил, что хотя по древним законам права владельцев на рабство крестьян нет, но политические виды, укрепив крестьян земле, тем самым ввели рабство в обычай. Обычай сей, утвердясь временем, соделался столь священным, что прикоснуться к нему без вредных последствий великая потребна осторожность… В сём состоят главные неудобства, кои Совет находит в образе издания общего о сём узакононения…

Но как существо его в самом себе действительно полезно, то и полагает… указ… издать частно, на одно лицо...»

Показать полностью
Назовите государя, ко времени правления которого относится составление данного документа.
Укажите годы его царствования.
Под каким названием в историю вошёл указ, о составлении которого идёт речь в документе?
Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

21. Задание#T29640

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос.

Из журналов Непременного совета.

«Читано всеподданнейше прошение тайного советника графа С.П. Румянцева, в коем представляя, что многие помещики нашли бы существенную пользу, чтоб крестьян, вместо продажи их, отпускать на волю целыми селениями, если бы дозволено им было делать с ними условия и укреплять им в собственность участки земли каждому особенно, или целым обществам, испрашивает: 1. даровать помещикам таковое право и ненарушимость обоюдного согласия обеспечить законом; 2. из уволенных таким образом крестьян учредить новое в государстве сословие...

Что принадлежит до самой мысли, то Сенат рассуждает, что она и с законами, доселе существовавшими, сообразна и во многих случаях … может быть полезна. Но образ, коим предполагается произвести сию мысль в действо, Совет находит неудобным по следующим уважениям: мнение об освобождении крестьян… столь усилилось в умах, что малейший повод и прикосновение к сему предмету может произвести опасные заблуждения. Примеры ослушаний... доказывают ясно, сколь много народ расположен к новостям сего рода... При таковом расположении умов издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвесть превратные толки, и… многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нём первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе... Генерал-прокурор к сему присоединил, что хотя по древним законам права владельцев на рабство крестьян нет, но политические виды, укрепив крестьян земле, тем самым ввели рабство в обычай. Обычай сей, утвердясь временем, соделался столь священным, что прикоснуться к нему без вредных последствий великая потребна осторожность… В сём состоят главные неудобства, кои Совет находит в образе издания общего о сём узакононения…

Но как существо его в самом себе действительно полезно, то и полагает… указ… издать частно, на одно лицо...»

Показать полностью
Какие три нововведения предполагал, согласно тексту, разрабатываемый указ?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

22. Задание#T29641

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос.

Из журналов Непременного совета.

«Читано всеподданнейше прошение тайного советника графа С.П. Румянцева, в коем представляя, что многие помещики нашли бы существенную пользу, чтоб крестьян, вместо продажи их, отпускать на волю целыми селениями, если бы дозволено им было делать с ними условия и укреплять им в собственность участки земли каждому особенно, или целым обществам, испрашивает: 1. даровать помещикам таковое право и ненарушимость обоюдного согласия обеспечить законом; 2. из уволенных таким образом крестьян учредить новое в государстве сословие...

Что принадлежит до самой мысли, то Сенат рассуждает, что она и с законами, доселе существовавшими, сообразна и во многих случаях … может быть полезна. Но образ, коим предполагается произвести сию мысль в действо, Совет находит неудобным по следующим уважениям: мнение об освобождении крестьян… столь усилилось в умах, что малейший повод и прикосновение к сему предмету может произвести опасные заблуждения. Примеры ослушаний... доказывают ясно, сколь много народ расположен к новостям сего рода... При таковом расположении умов издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвесть превратные толки, и… многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нём первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе... Генерал-прокурор к сему присоединил, что хотя по древним законам права владельцев на рабство крестьян нет, но политические виды, укрепив крестьян земле, тем самым ввели рабство в обычай. Обычай сей, утвердясь временем, соделался столь священным, что прикоснуться к нему без вредных последствий великая потребна осторожность… В сём состоят главные неудобства, кои Совет находит в образе издания общего о сём узакононения…

Но как существо его в самом себе действительно полезно, то и полагает… указ… издать частно, на одно лицо...»

Показать полностью
Привлекая исторические знания, назовите три преобразования в социально-экономической сфере, которые были осуществлены в том же царствовании, к которому относится разработка указа, о котором говорится в тексте.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

23. Задание#T29642

В июле 1605 г. в Москве при общем ликовании народа на царствие торжественно венчался царь Дмитрий Иванович. Однако через несколько месяцев против царя вспыхнул мятеж, он был убит, а его тело подверглось немыслимому для отношения к царственной особе поруганию.
Приведите два объяснения такому завершению этого царствования и проявленному к царю отношения.
Назовите главу заговора, приведшего к мятежу, воцарившегося после его завершения.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

24. Задание#T29643

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Руководство И.В. Сталина СССР в довоенный и в военный период было важнейшим фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса

25. Задание#T29644

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
  1. 1613–1645 гг.;
  2. декабрь 1825 г. – февраль 1855 г.;
  3. июнь 1945 г. – март 1953 г.
В сочинении необходимо:
  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е !
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Это задание составили эксперты «СтатГрада» для Яндекса
03:55:00
Выполнено заданий: 0 из 25
Времени прошло: 00:00:00