Знатоки теперь на Кью! Присоединяйтесь к новому сервису ЯндексаПерейти

Как бы вы простыми словами объяснили, что такое «Картезианский театр»?

3 человека оценили этот вопрос
Интересный вопрос
Лучший ответ
Переводчик, литературный рецензент

Раньше большинство людей считало, что у человека кроме тела есть еще и душа. Но душа - такая странная штука, которую не увидишь даже в самый сильный микроскоп. Поэтому теперь многие люди согласились считать, что души нет, есть только мозг.

Мозг делает все, что могла бы делать душа, но отличается от нее тем, что это такая же часть моего тела, как рука или нога, а не что-то загадочное и невидимое, что у меня есть кроме тела.

Но американец Дэниэл Дэннет заметил, что когда те люди, которые (так же, как и он сам) считают, что души нет, описывают, как работает мозг, это часто звучит очень похоже на то, будто внутри нашей головы перед экраном кинотеатра сидит маленький человечек. Вся наша жизнь проходит перед человечком, как интересное кино, а он принимает решения и отдает команды.

Например, каждый раз, когда кто-то говорит "мой мозг все решил за меня"- мозг напоминает такую комнатку с экраном, в которой вредный человечек все решает за нас. Эту воображаемую комнатку Дэннет назвал "картезианским театром".

Выходит, что если так говорить про мозг, то опять получается, что есть я, а кроме меня есть мозг, похожий на человечка в кинотеатре. Но ведь это очень похоже и на то, как думали раньше: вот мое тело, а кроме него есть еще и душа!

Раз уж многие люди согласились, что души нет, им лучше не говорить чего-то вроде "мозг решил за меня", чтобы не разделять меня на меня - и картезианский театр, комнатку с человечком, так похожим на душу.

А если мы говорим "я - это и есть мой мозг", то мы тоже должны помнить, что в нашей голове нет отдельной точки, в которой вредным человечком сидит наше я. Когда-то давно жил Рене Декарт, который думал, что такая точка есть. Это в честь него наша воображаемая комнатка называется картезианским театром. Но в этом с Декартом больше никто не соглашается - и мы не будем.

8

К вопросу о экспериментах Либета, которые "доказали, что свободы воли нет" - чтобы принять этот вывод, придется сказать, что "мозг", который "принял решение раньше моего сознания", не есть "я" и поэтому его решение - не мое решение, а я никаких решений не принимал - и вот мы в театре.

Написать комментарий
Ещё 1 ответ

У нас есть органы чувств, сигналы от которых несут информацию о внешнем мире.
Для меня есть разница между воздействием на мой орган чувств и ощущением. Поэтому возникает парадоксальная ситуация, как будто нужен какой-то наблюдатель для ощущений, тот, кто ощущает.
Метафорический образ - это гомункул в голове, наше якобы существующее в сфере психического, а не физического, "Я".
Внешний мир воздействует на органы чувств, это воздействие превращается в ощущение, а гомункул ("Я") воспринимает эти ощущения. Гомункул - зритель, которому внешний мир дан не непосредственно, а на "сцене" ощущений
Такая точка зрения ведёт к регрессу гомункула: в голове у гомункула должен сидеть ещё один гомункул и т.д. до бесконечности.
Не далеко ушло модное представление о квалиа. Теперь вместо ощущения подставляют квалиа и говорят, что это непосредственное переживание воздействия на орган чувств. Тем не менее, мир всё равно остаётся раздробленным на эти квалиа.
В таких мысленных экспериментах, как "инвертированный спектр" (что если я вижу красный так, как другой человек видит зелёный?) квалиа неявно оказываются между стимулом органа чувств и воспринимающим субъектом.
На мой взгляд, во-1-х, нет никаких обособленных элементов восприятия (квалиа, ощущений), которые "складываются в картину мира. Мы воспринимаем объекты мира целиком и в их отношениях друг к другу, а не "мозайку" ощущений. Во-2-х, гомункул есть, это "фильтры", вроде внимания, которые фокусируются на отдельных предметах или атрибутах внешнего мира. Из всей огромной массы информации от органов чувств, содержанием сознания становится что-то одно.
Например, цветок. Но это не пассивное восприятие, а активная деятельность - например, разглядывание или подбор варианта действия ("поиск" в долгосрочной памяти)
Это процессы длительные, я могу вспомнить каждый этап процесса, сопоставить его с состоянием внешнего мира (напр., с движением стрелки часов) и так моё сознание обретает целостность во времени.

Написать комментарий

0/140Ответ не может быть меньше 140 символов