Как говорил Боб Дилан: "Мы живем в мире в духе Макиавелли. Хорошо любое безнравственное действие, если оно удалось". Собственно, в том и вся фишка, заранее оправдать великую цель аморальными средствами маловероятно, а вот сделать это постфактум — расплюнуть. Томас Нагель называл это моральной удачей обстоятельств.
Например, объявляя войну, правитель понимает, что в случае победы ему будут прощены многие моральные прегрешения, а в случае проигрыша — наоборот. Проблема здесь в том, что исход такого масштабного и долгоиграющего решения неочевиден и зависит от множества случайных факторов. В том и парадокс, пока война не выиграна нет обстоятельств, которые бы оправдали её ведение. Но победа сама по себе — это уже значимое обстоятельство.
Так и с любой великой целью, пока вы её не достигли никто вообще никакого пути её достижения особо не одобрит. Это заметно на примере того, как в политике критикует сторонников реформизма. Получается, что даже моральный и честный путь достижения цели многие люди могут осудить, как слишком медленный, робкий и малорезультативный.
Макиавелли в этом плане давал предельно честные рекомендации, говоря, что просто не надо оправдываться. Лучше это за деятельного человека сделают люди вроде самого Никколо.
В культуре же классическим примером достижения великой цели нечестным путём является образ Робин Гуда. Как отмечает тот же Нагель, по-видимому, для общества естественно судить о моральности каких-то событий и проишествий именно по результату. Как-бы не обстояло дело с методами достижения цели, при желании, кто-нибудь да сможет их раскритиковать в любом случае. К этому надо быть готовым.
Справедливости ради, надо сказать, что аморальный и нечестный путь в первую очередь вреден для того, кто решает по нему идти. Не надо попадаться на ошибку выжившего и стоит понимать, что преступники — это в большинстве своём крайне несчастные люди.
Думаю, что оправдывать в таких случаях ничего не стоит. Можно понять почему человек пошел именно таким нечестным путем, но это не значит, что ему следует все простить и понять.