Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»На сайте с сентября 2018timuroki.ink
Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Развернутый ответ сюда вряд ли поместится, но я уже недавно отвечал на этот вопрос вот тут: https://www.timuroki.ink/whatisfirst. Надеюсь, это вам поможет!

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

В первую очередь стоит прочесть «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера и «Эффективные письменные деловые коммуникации» Брайана Гарнера (там не только про деловые тексты). Но если у вас проблемы именно с грамотностью (орфография, синтаксис, пунктуация), одной книгой это не исправишь, важно очень много читать. Учебник «Стилистика русского языка» Ирины Голуб пригодится, конечно, но его недостаточно.

Я рецензирую книги о текстописании тут: https://www.timuroki.ink/books, может быть, найдете там ещё что-то для себя.

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Как, как… Непросто! Чтобы зацепить, нужно: 

  • понимать, кого именно вы цепляете за какую эмоцию, универсальных крючков очень мало, надо выбрать свою аудиторию;

  • суметь исполнить эту задумку, для этого нужно неплохо владеть языком. 

Кроме того, мало первого зацепа, например, громкого заголовка, надо же потом не потерять читателя, значит, — отбирать информацию, выстраивать структуру… тут начинается журналистское или литературное мастерство, которое надо где-то и как-то тренировать. Публиковаться, оценивать, что работает лучше или хуже. Без тренировок никакая волшебная формула не поможет.

Почитайте о хитростях первых абзацев (лид и nutshell paragraph): https://www.timuroki.ink/whatisfirst

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Не существует никаких «западных стандартов краткости», а романские языки (самые западные из западных) — не беднее русского.

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Начните с этого руководства: https://www.timuroki.ink/thewritingdead, почитайте, поделайте упражнения.

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Начинающий писатель уже понимает, в каком жанре он пишет. Фантастика направо, иронические любовные романы налево, отдельно рассказы, а отдельно романы. Надо изучать, как в «твоём» жанре работают другие, чтобы не феерить банальностями.

Но это пол-дела. Еще есть множество полезных книг о технике и психологии писательского мастерства, их тоже надо поглощать.

Я «коллекционирую» такие книги здесь: https://www.timuroki.ink/books. На полгода чтения вам хватит точно )

Добавлю, что важно не только «какие книги», но и «как читать». Мало прочесть, надо обдумать. Полезно делать выписки, к которым иногда возвращаешься и замечаешь всякое раньше незамеченное. Подробнее об этом — в «Как читать книги» Сергея Поварнина.

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Терпение, потому что хороший текст по щелчку пальцев не появится.

Умение сопереживать, потому что хорошие тексты попадают и по эмоциям, а без эмпатии — как ты будешь с эмоциями работать?

Честность и внимательность, потому что эмоции эмоциями, а факты перевирать не надо. 

Грамотность, интерес к языку.

Ну а дальше начинаются специализации. В социальную журналистику часто идут из интереса к людям. В писатели — из-за буйной фантазии. Если в маркетинг занесло, то тут и бизнес надо понимать, и психологию продаж, и чутье иметь на мемы. Разные тексты — разные требования.

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Если чем короче, тем лучше, значит лучшие предложения — из одного слова? Хм. Предположим. Посмотрим. Предложение! Предложение #2, похуже. Предложение #3, еще хуже. Так. Стоп. Хватит. Что-то не так. Что? Обрывистость. Точки. Много. Много точек. Очень. Остановки. Постоянные. Читаешь-спотыкаешься. Нравится? Сомневаюсь. Затянуто. Мучительно. Посмотрели. Предположение ложно. Такие дела.

Короткие предложения, как и длинные — инструмент, с помощью которого мы выражаем какие-то смыслы. Одним смыслам подходит «покороче», другим «подлиннее». Преимущество коротких в том, что их проще писать — в длинных больше смыслов и слов, значит больше и шансов ошибиться в согласовании. Или даже запутать читателя. Длинные предложения более рискованны! Зато у них есть разные выразительные возможности, недоступные коротким.

Нет никакого «лучшего размера», хорошо, когда текст конструктивно разнообразен — содержит короткие, средние и длинные предложения. Когда есть только короткие, появляется неприятная монотонность, посмотрите, скажем, на тексты этого автора: https://bankir.ru/avtori/1662159/

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

«Бардак в моей голове… а мне все равно» — пел Найк Борзов. Мысли расплывчаты, отсекать от сказанного лишнее — работа, а работать-то лень. Ну и самокритичности жутко не хватает: автору кажется, что он изваял изящную «классическую скульптуру», но мы видим толстопузую «Венеру из палеолита».

Тимур Аникин
Редактор-преподаватель, учу писать тексты, веду «Тимуроки»timuroki.ink

Оооо, я знаю, что на первом месте! «Нужны особенные качества и условия, чтобы писать», это заблуждение с тысячью вариаций: вдохновение необходимо как же без вдохновения-то, это Творчество и Творчеством могут заниматься только Особые люди с Музой, сперва надо закончить литературный институт и получить диплом, сначала нужно прочесть всё по теме и только потом писать, я недостаточно талантлив, да я вообще бездарность, я слишком тупой неграмотный скучный [вставьте ваше самоуничижительное слово], об этом уже тысячу раз написали и мне ничего не нового не сказать… ну вы поняли. Отговорки, отговорки, отговорки.

Писать тексты — мыслительная работа, как и в любой работе, в ней становишься лучше, когда делаешь её регулярно. Что тренируется, то развивается. А вдохновения не существует, просто в некоторых обстоятельствах бывает писать приятнее и проще.