Что такое проверка позиций сайта и зачем она нужна
Проверка позиций сайта — это оценка, на каком месте ресурс отображается в выдаче поисковых систем. Чем выше позиции, тем вероятнее, что пользователь заметит страницу в результатах по его целевому запросу в поисковике.
При проверке позиций специалисты могут определить, насколько эффективно продумана стратегия поискового продвижения. Если сайт находится на высоких позициях по важным для владельца бизнеса запросам, значит, стратегия работает. Низкие позиции могут сигнализировать о том, что на сайте присутствует некачественный контент, неправильно подобраны ключевые слова, структура неудобна для посетителей страниц и так далее. Оценка позиций сайта может стать сигналом к тому, чтобы провести его анализ и, возможно, что-то скорректировать.
Чаще всего специалисты по SEO проверяют позиции сайта тремя способами:
- Вручную. Специалист вводит ключевое словосочетание в режиме «инкогнито» и просматривает, на каком месте отображается сайт в выдаче. Но при таком способе проверки данные могут быть неточными, поэтому он не является рекомендуемым.
- Через сторонние сервисы. На рынке есть специальные инструменты для оценки позиций сайта в поисковых системах. С помощью такого способа можно быстро получить данные о позициях, но информация может оказаться неточной. К тому же за сбор данных в большинстве сервисов придётся заплатить.
- При помощи инструментов Яндекса. В Вебмастере есть набор инструментов, который позволяет проверить позиции сайта в выдаче. Они используют ту же информацию, что и поисковая система. Так данные получаются полными и не обратабываются посредниками.
В статье разберём, как с помощью Яндекс Вебмастера проверить позицию сайта в Поиске.
Инструмент «Мониторинг запросов» отображает, по каким ключевым словам страницы веб-ресурса уже появляются в Поиске. Он анализирует сотни тысяч запросов и хранит данные в течение двух недель. В разделе можно посмотреть статистику по запросам и оценить количество показов и кликов, позиции, CTR и спрос.
Чтобы открыть раздел, в левом боковом меню Вебмастера нужно кликнуть на «Поисковые запросы» → «Мониторинг запросов».
«Мониторинг запросов» отражает изменения показателей, поэтому с помощью инструмента можно отслеживать, как ваши действия могут влиять на видимость платформы в Поиске. При помощи раздела получится:
Проверить динамику позиции сайта по запросу. Добавьте параметр «Позиция» в верхнем меню, чтобы в таблице отражалось место в поисковой выдаче по конкретным запросу и URL. Вебмастер выведет усреднённый показатель, который не привязан к типу устройства, региону показа или персональным настройкам пользователей.
Оценить влияние спроса. Включите параметры «Спрос» и «Показы» в верхнем меню. Откроется таблица с данными, по которым можно отследить показатели по конкретным URL или ключевым запросам. В зависимости от динамики показателей можно вывести предположения о положении рынка.
От состояния рынка зависит, о чём именно свидетельствуют показатели. Возможно, пользователи ушли к конкурентам, сайт попал под санкции поисковой системы и упал спрос по небрендовым запросам, либо нужно тщательнее проработать наличие ключевых слов и посадочные страницы.
«Статистика запросов» отражает показы в Поиске
Раздел «Статистика запросов» показывает основную статистику по позициям сайта в Поиске. С её помощью можно получить сводку с графиком показов и таблицей популярных запросов.
Чтобы открыть раздел, в левом боковом меню Вебмастера нужно кликнуть «Поисковые запросы» → «Статистика запросов».
Под графиком по умолчанию выводится информация по двум группам: все запросы и избранные. Для каждой группы рассчитаны количественные показатели для оценки эффективности:
- Показы. Метрика отражает, сколько раз ваш проект отображался в Поиске по указанному запросу.
- Клики. Метрика показывает, сколько раз пользователи нажали на ссылку, когда увидели сайт в поисковой выдаче.
- CTR. Метрика помогает оценить, насколько описание веб-ресурса соответствует запросу пользователей, и отображает конверсию из просмотра в клик. Показатель рассчитывается по формуле: Клики ÷ Просмотры × 100%. Чем привлекательнее выглядит ваш сниппет, тем выше CTR.
«Управление группами» наводит порядок в данных
Инструмент «Управление группами» позволяет настроить поисковые запросы, которые видны в «Статистике запросов» в Яндекс Вебмастере. С его помощью можно объединять в категории разные запросы для удобства анализа либо добавлять собственные запросы для отслеживания.
Чтобы открыть раздел, в левом боковом меню Вебмастера нужно кликнуть «Поисковые запросы» → «Управление группами».
Опция делает аналитику быстрее и удобнее: когда группы настроены под бизнес-задачи, пользователю не приходится подолгу искать нужные показатели в статистике. Чаще всего инструмент используют двумя способами:
Объединяют статические запросы для удобства. В одну группу можно добавить до 500 запросов — это помогает найти нужные данные по одному щелчку. Например, если в магазине большой ассортимент, можно объединить в группу запросов конкретные товарные категории: «купить инструменты», «электроинструменты», «инструменты дёшево». Это поможет оценить спрос на сегмент.
Формируют динамические группы. В сервис можно включать страницы по параметрам URL — например, добавить те из них, что содержат часть /products. Такая настройка позволяет фиксировать, по каким запросам люди видят страницы по фильтру, который вы выставили.
«Статистика страниц» помогает оценить эффективность продвижения
Инструмент «Статистика страниц» даёт разбивку по страницам сайта. С его помощью можно оценить эффективность конкретной страницы и проанализировать интерес в конкретном регионе. Опция пригодится, например, если на вашем сайте много товаров и услуг и вы хотите оценить, какие из них чаще появляются в Поиске и привлекают больше внимания пользователей. Или поможет понять, какие статьи в блоге популярнее, чем другие.
Чтобы открыть раздел, в левом боковом меню Вебмастера нужно кликнуть «Поисковые запросы» → «Статистика страниц».
«Подбор запросов и анализ рынка» поможет оценить спрос
Инструмент «Подбор запросов и анализ рынка» показывает популярные поисковые запросы и сайты по конкретному слову. Например, можно ввести в поисковую строку «пылесос» и увидеть, какие связанные ключевые слова люди ищут чаще других. Эта информация пригодится для составления семантического ядра сайта, а также для рекламных кампаний. Подробнее об инструменте можно прочитать в этой статье.
Чтобы открыть раздел, в левом боковом меню Вебмастера нужно кликнуть «Подбор запросов и анализ рынка (β)».
Общие рекомендации по аналитике позиций сайта
Чтобы оценка позиций приносила пользу для бизнеса, её стоит проводить регулярно и учитывать результаты в работе над сайтом. Для этого можно использовать несколько правил:
Настройте группы для удобства. Чтобы аналитика не занимала много времени, объедините ключевые слова по одной теме в общие категории с помощью инструмента «Управление группами». Достаточно один раз проработать сегментацию, а затем выгружать нужные отчёты за пару минут.
Отслеживайте потребности пользователя. Когда статистика показывает рост интереса к теме, важно тщательно следить за актуальностью и качеством ваших посадочных страниц по этой тематике и позициями сайта по интересующим запросам.
С помощью Вебмастера можно отследить текущие позиции, спрогнозировать спрос и понять, как развивать веб-ресурс в будущем. Регулярный разбор отчётов выявит тенденции в нише бизнеса, которые могут позволить веб-ресурсу улучшить позиции в результатах выдачи.