Что такое проверка сайта и как её проводят
Аудит помогает найти слабые стороны проекта, которые мешают его развитию. Проверка может охватывать только техническую часть или быть всеобъемлющей — это поможет выделить все проблемы ресурса.
Рассмотрим основные виды. Но отметим, что это деление примерное, так как расширенный SEO-аудит может дополнительно включать в себя анализ конкурентов и юзабилити сайта.
SEO-аудит. Такая проверка помогает найти технические проблемы веб-сайта и узнать, насколько он соответствует актуальным правилам поисковых систем. Ещё с её помощью можно обнаружить точки роста органического трафика. Расскажем, как сделать SEO-аудит сайта. Его можно разбить на три блока:
- Технический. Оценивают, насколько код соответствует правилам и рекомендациям поисковых систем. Для этого проводят проверку сайта на ошибки, смотрят на доступность страниц через ПК и мобильные устройства, скорость их открытия, проверяют, есть ли битые ссылки и так далее.
- Семантический. Анализируют ключевые слова, по которым пользователи могут попасть на ресурс через Поиск. Из таких фраз составляют семантическое ядро, а затем распределяют группы запросов по разделам ресурса. Этот блок может включать и проверку уже размещённого контента на сайте на уникальность и полноту ответа. Например, отзывов, обзоров, статей.
Например, на сайте производителя мебели могут использоваться фразы «каталог мебели», «угловой диван», «кровать 160 на 200». Аудит поможет найти больше актуальных словосочетаний, которые затем можно использовать в продвижении.
- Внешний. Включает анализ внешних ссылок, динамику изменения позиций в Поиске, проверку отображения сниппета сайта на выдаче по интересующим запросам. Дополнительно можно посмотреть поведение пользователей, которые перешли из поисковых систем на сайт.
Например, в Поиске может отображаться заголовок вида «Телевизор [бренд] модель А253-К — купить в интернет-магазине». Это допустимый вариант для карточки товара в Поиске, но он будет считаться ошибкой, если ведёт на страницу каталога. Найти проблему можно во время анализа, а исправить — уже после проведения аудита.
Маркетинговый аудит. Сравнивают свой ресурс с конкурентами:
- Анализируют ассортимент и УТП — уникальное торговое предложение.
- Выделяют сильные и слабые стороны конкурентов.
- Формируют гипотезы по стимулирующим акциям, внесению изменений в каталог.
Юзабилити-аудит. Цель аудита — понять, насколько пользователю удобно совершить покупку. Для этого проверяют весь путь посетителя от его перехода на ресурс до момента оформления заказа онлайн или другого целевого действия.
Кроме того, в рамках этого аудита можно рассмотреть, достаточно ли пользователю информации, размещённой на сайте, для принятия решения о покупке. Например, присутствует ли контактная информация, сведения о доставке, отзывы о компании и товаре.
После проведения аудита стоит составить список критериев, которые нужно исправить и зафиксировать показатели успешности. Например, ускорение загрузки страницы, улучшение позиций в выдаче, увеличение трафика или лидов. Важно, чтобы этих критериев можно было достичь. Ещё лучше, если они будут совпадать с вашими планами по продвижению.
В этом тексте мы подробнее остановимся на SEO-аудите, другие рассмотрим в следующих статьях.
Что необходимо проверять во время SEO-анализа
Собрали чек-лист из пяти пунктов, которые обязательно должен включать аудит:
- Индексацию — есть ли веб-сайт в базе поисковиков.
- Техническую оптимизацию — убедитесь в отсутствии вирусов или вредоносного кода.
- Можно ли улучшить структуру платформы и перелинковку с другими страницами на ресурсе.
- Наличие и корректность собранного семантического ядра — при необходимости выполните анализ контента.
- Представление в Поиске и другие внешние факторы.
Далее разберём, как с помощью сервисов Яндекса можно быстро проверить оптимизацию сайта.
Как провести аудит с помощью инструментов Яндекса
У Яндекса есть сервисы, с помощью которых можно бесплатно проверить, как сейчас внедрены советы и рекомендации по поисковой оптимизации. Например, посмотреть индексацию разделов или узнать, какие файлы содержат вирусы.
Настроить Вебмастер
Провести технический аудит можно с помощью Яндекс Вебмастера — инструмента для анализа состояния сайта. Вебмастер позволяет узнать данные о техническом состоянии площадки и предлагает подсказки по оптимизации.
Сервис легко настроить и использовать. Для этого перейдите по ссылке и введите адрес вашего сайта. Затем нужно подтвердить, что ресурс принадлежит вам. Для этого загрузите на вашу площадку HTML-файл, добавьте метатег или внесите TXT-запись в DNS. Если на этом этапе возникли трудности, можно воспользоваться инструкцией. Важно, чтобы у вас имелся доступ к редактированию кода и вы могли внести в него изменения.
Изучить «Сводку»
Когда вы подтвердите, что ресурс принадлежит вам, в Вебмастере откроется «Сводка» — интерфейс, в котором можно получить информацию о сайте. Там можно увидеть критические ошибки, из-за которых страница не индексируется и не попадает в выдачу поисковиков. Например, из-за проблем с HTML-кодом или DNS-сервером страница не загружается. Ошибки могут отобразиться не сразу.
В «Сводке» видны важные проблемы, которые касаются индексирования и технической оптимизации, а также статистика по кликам в Поиске, популярным запросам и последним добавленным страницам. Выбрав нужный раздел «Сводки», вы можете прочитать подробную информацию и в дальнейшем использовать её.
Совет: вы сможете оперативно поправить фатальные и критичные ошибки и отслеживать появление новых, если включите уведомления от Вебмастера на почту по этой ссылке. Нажмите кнопку «Настроить» в правом верхнем углу и введите email-адрес. Если сервис через какое-то время обнаружит ошибку, вам придёт письмо.
Посмотреть «Советы по оптимизации»
Раздел «Советы по оптимизации» — это пошаговая инструкция, которая содержит определение важных терминов, чек-лист с работами по настройке и оптимизации. Если найдена проблема, информация об этом будет выведена в соответствующей вкладке «Советов» и выделена значком алерта — красным восклицательным знаком. Это сокращает время на поиск ошибок.
Если вы проводите работы по поисковой оптимизации впервые, рекомендуем последовательно ознакомиться со всеми пунктами раздела.
Подбор запросов и создание посадочных страниц. Внутри есть инструкции о том, как собрать ключевые слова через Яндекс Вордстат — это фразы, по которым люди ищут товары и услуги. Если правильно их использовать, страницы могут чаще показываться в поисковике.
Ещё отслеживать эффективность работы с ключевыми словами можно через раздел Вебмастера «Поисковые запросы».
Индексирование сайта. В этом разделе собраны советы, что сделать, чтобы упростить индексацию и ускорить попадание в Поиск. Например, исправить частые ошибки, которые возникают с файлом Sitemap.
Страницы-дубли. Здесь вы найдёте информацию о том, чем плохо наличие дублей на сайте. Если они есть, в выдачу может попасть не основная страница — тогда ресурс и сайта, и краулера будет расходоваться напрасно.
Позиция в Поиске. В разделе собраны рекомендации, которые сделают ресурс более привлекательным для пользователя. Например, изменение скорости загрузки и удобства использования. Проработка таких составляющих может положительно сказаться на положении сайта в выдаче.
Представление сайта в выдаче. Раздел поможет выгодно представить площадку в поиске Яндекса. Здесь вы найдёте информацию, как улучшить и расширить текущий сниппет с помощью дополнительных данных, что, в свою очередь, может позитивно повлиять на кликабельность в выдаче.
Проверить «Диагностику»
В «Диагностике» Вебмастер проведёт анализ состояния сайта, отобразит проблемы на вашем ресурсе и даст советы, как их исправить. С помощью разделов «Советы по оптимизации» и «Диагностика» можно понять, открыта ли платформа к индексации, и закрыть этап по технической проверке.
В отличие от раздела «Советы по оптимизации», здесь нет подробных объяснений всех терминов, но список возможных ошибок шире. Они разделены на четыре блока: «Фатальные»,
«Критичные», «Возможные» и «Рекомендации». Если на сайте подключены Турбо-страницы, они отражаются в дополнительной категории.
Если вы не добавили сайт в Вебмастер, выполнить проверку на безопасность можно с помощью инструмента «Проверка статуса сайта». Это поможет убедиться, что посетители не скачают с сайта вирусы и другой небезопасный контент.
Для этого перейдите по ссылке и введите адрес. Инструмент проведёт тест и покажет, насколько безопасно посещать вашу платформу. В других инструментах Яндекса, например Вебмастере, тоже есть проверка на безопасность.
Изучить «Индексирование»
Этот раздел поможет получить информацию о страницах, которые находятся в индексе поиска Яндекса. Вы можете посмотреть сведения о тех, что отобразились или были исключены из индексации. Для этого перейдите на «Страницы в поиске» → «Исключённые страницы».
Подпункт «Структура сайта» поможет понять, как поисковый робот «считывает» вложенность на вашем ресурсе. Если каких-то страниц нет в Вебмастере, но они есть на вашей платформе, возможно:
- Раздел содержит меньше 10 страниц, и они занимают менее 1% от общего числа ссылок на сайте в базе Поиска
- Раздел по какой-то причине закрыт от индексации или недоступен поисковым роботам
Посмотреть «Ссылки»
Благодаря информации о внутренних ссылках можно поправить перелинковку внутри сайта: удалить или актуализировать ссылки, которые ведут на несуществующие страницы. А информация из инструмента «Внешние ссылки» покажет, какие ресурсы ссылаются на вашу площадку.
Проверить «Поисковые запросы» и анализ позиций
Ещё во время анализа стоит зайти в раздел «Поисковые запросы». Он поможет закрыть этап с составлением семантического ядра. Если вы не знаете, по каким фразам клиенты ищут вас в интернете, то в подразделе «Рекомендованные запросы» доступен список ключевых фраз. В дальнейшем их можно использовать для запуска рекламы, например в Яндекс Директе.
Ещё в «Поисковых запросах» можно посмотреть статистику по отдельным ключевым запросам и страницам. Это поможет сравнить количество показов к кликам пользователей и отследить позиции, на которых сайт показывается по собранным словосочетаниям.
Если у вас есть запросы, которые вы собрали с помощью других инструментов, их можно добавить в Вебмастер во вкладке «Управление группами».
Посмотреть «Показатели качества»
Откройте раздел «Качество сайта» → «Показатели качества». Под качеством подразумевается способность сайта решать задачи пользователя. Площадка, у которой хорошее качество, привлекает больше трафика, то есть люди чаще открывают её в Поиске.
В «Показателях качества» можно увидеть ИКС — индекс качества сайта. Он показывает, насколько ресурс востребован у клиентов. В этот раздел можно загрузить ссылки конкурентов, чтобы сравнить свои показатели: ИКС и количество отзывов.
Использовать «Инструменты»
Здесь можно проверить ответ сервера, выполнить анализ файлов robots.txt и Sitemap, удалить отдельные страницы из Поиска, проверить, адаптирована ли страница под мобильные устройства, и провести другие проверки.
Какие ещё сервисы пригодятся для проверки
Когда основной аудит выполнен, можно настроить дополнительные инструменты и по ним собрать расширенную статистику.
Яндекс Бизнес. Стоит добавить свою организацию в этот сервис, чтобы просмотреть список компаний, которые оказывают такие же услуги в радиусе до 5 км от вас. Их площадки можно использовать для работы с Вебмастером в разделе «Показатели качества».
Яндекс Метрика. В сервисе можно собрать данные об аудитории, чтобы узнать, откуда приходят клиенты и что им интересно на вашем ресурсе. Как ориентироваться в интерфейсе отчётов Метрики, мы рассказали в этой статье.
Что делать после аудита
Во время проверки старайтесь обратить внимание на разделы Вебмастера, в которых есть ошибки и рекомендации:
- «Сводка»
- «Советы по оптимизации»
- «Показатели качества»
- «Диагностика»
- «Инструменты»
- «Поисковые запросы»
Такая аналитика поможет составить техническое задание — подробный чек-лист с проблемами площадки, которые стоит исправить. Дальше вы можете сами внести изменения, следуя подсказкам Вебмастера, или обратиться к специалисту.
Следить за ошибками в Вебмастере нужно постоянно: их исправление поможет не потерять позиции в выдаче. Это удобно делать с помощью уведомлений, которые приходят на почту. А проводить повторные проверки с помощью Вебмастера по шагам из этой статьи стоит раз в полгода-год. Даже если инструмент покажет, что у вас нет технических ошибок, полезно уделить внимание проверке трендов и актуальных ключевых слов.