На апрельском Гипербатоне я рассказал о том, как прошло мое первое наставничество, и что мне с него было. Скачать презентацию и посмотреть видео можно здесь: https://events.yandex.ru/lib/talks/2841/
Понятно, что после наставничества должен получиться готовый сотрудник, но и наставник должен как-то обновиться, пройдя через эти медные трубы. Чтобы разобраться в том, какую пользу наставник может получить, нужно разобраться в том, как построен процесс, зачем нужен наставник.
Зачем нужен наставник
В Яндексе к каждому свежеиспеченному техническому писателю приставляют проверенного черствого эксперта, который и является наставником. Чем занимается наставник:
- Дает ядро знаний. Вся информация о рутинных процессах и базовые навыки работы с инструментами даются в один заход, этакий интенсивный курс.
- Оценивает. Передав ядро знаний, наставник отходит на второй план, и смотрит как новичок справляется с задачами, как ориентируется в происходящем, где спотыкается.
- Корректирует. Если оценка была в чем-то неудовлетворительна, нехороша или неотлична, наставник показывает пример и пальцем, чтобы стажер работал эффективнее и прекраснее.
Ядро знаний в каждой компании, даже в каждом большом проекте может быть свое; как подходить к корректировке — дело индивидуальное; а вот оценку, кажется, можно формализовать.
Что оценивать:
- Качество документов. Даже если их еще нет и близко, можно посмотреть на процесс работы поближе, разбить его на внятные шаги (определить ЦА и назначение документа, собрать информацию, структурировать ее и т. д.) и оценивать артефакты отдельных шагов.
- Навыки общения с людьми. Технические писатели по долгу службы общаются с огромным количеством людей и изначально неверный подход в этом плане может стоить очень дорого.
- Навыки использования инструментов. Программы и технологии, которые использует писатель, должны занимать как можно меньше места в голове, чтобы для собственно документирования осталось побольше.
- Разбираться в процессе. Объясняя все мелочи и детали, я сам лучше понимал нюансы и лучше видел общую картину.
- Следовать собственным правилам. Сделки с чужой совестью даются гораздо сложнее, и учить нового человека плохому — рискованно.
- Показать вам работу техписателя со стороны, помочь разобраться в процессе с точки зрения менеджера.
- Мотивировать — со своей собственной командой, пусть и из двух человек, ведь хочется сделать огого, а не как попало.
- Слушайте. Работайте с людьми так, как будто вы вместе уже много лет. Мнение новичка, может быть, реже оказывается полезным, но уважать его обязательно нужно.
- Говорите. Без обратной связи никакого наставничества не будет. Хвалите, предлагайте, подсказывайте. Иначе не будет команды из двух человек, а только два человека, работающие по отдельности над своими KPI.
- Адаптируйте среду к человеку. Работа стажера — адаптироваться к среде, но если можно что-то сделать в обратном направлении, это стоит делать: новый человек должен как можно скорее считать себя профессионалом таким же, как все остальные, не чувствуя себя меньшинством в каком бы то ни было смысле.