Малый зал филармонии в Санкт-Петербурге, названный в честь композитора Михаила Глинки, является одним из лучших в мире камерных залов благодаря своей уникальной акустике.
Он расположен в историческом особняке, который был построен в 18 веке и украшен скульптурными лепными узорами и позолотой на стенах и потолке. В фойе можно увидеть выставку картин известного художника, а также новогоднюю елку.
Очень здорово, когда в классические пространства попадает современное искусство в сочетании с классикой смотрится взаимодополняющим.
Был чудесный фортепианный вечер
"русские тупики"
композитор Настасья Хрущева
в исполнении Мария Черная,
Концерт был дополненный цифровым искусством современных художников :
художник цифровой реальности
Степан Терещенко,
Даша/Дария/Дариелла,
Артем Мороз и Никита Савостьянов
Организаторы вечера
Автономная некоммерческая организация «Центр Инициатив – Культурный мост»
Отдельная благодарность Меркуловой Елене за вклад и развитие современного искусства.
Уникальный Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича-один из лучших камерных залов в мире находится в особняке у которого большая примечатель
ная история. Особняк был воз
ведён по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в первой половине 18 века и расположен на углу Екатерининского канала(сег.канал Грибоедова)и Невского проспекта дом 30. В1828 году особняк приобрёл Василий Васильевич Энгельгардт(1785-1837г.)прия
тель А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. И. Глинки. П. А. Вяземского. Скоро владелицей стала его жена и прославленный
зал вошёл в историю города
под именем "Зал госпожи Эн
гельгардт". Здесь устраивались
вечера на которые собирался
весь цвет Петербурга. Белоко
лонное фойе украшенное зеркалами , массивные двери
с золочёными ручками и зал
со старинными люстрами и
бра выполненными в виде дико
винных цветов восхищали тон
кой стильностью и мастерством
исполнения. Зал обладает уни
кальной акустикой. Его посещали
В. А. Жуковский, А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, А. Тургенев,
М. И. Глинка, П. А. Вяземский и
др. выдающиеся люди России.
Здесь выступали выдающиеся
музыканты–М.И. Глинка, Дж. Фильд, О. А. Петров, М. Шима
новская, Ф. Лист, Клара Шуман,
Н. Рубинштейн, дирижёры Г. Бер
лиоз и Р. Вагнер.
. Жизнь в Петербурге была
строго регламентирована, при
чём это касалось и поведения
и одежды. Балы и маскарады
должны были прекращаться
до 10 часов вечера. Специаль
ные служители-"Вахтвахтеры"
с наступлением сумерек гро
могласно предупреждали на
улицах:"Гасите свет, запирайте
ворота, ложитесь спать. "
Ослушаться было нельзя.
Появление в зале Энгель
гардта императора Николая | и
Александры Фёдоровны спо
способствовало ещё большей
популярности концертов и маскарадов. Известно что действие пьесы М. Ю. Лермон
това "Маскарад" происходит в
залах дома Энгельгардта.
Этот зал был свидетелем славы М. И. Глинки, русских певцов
О.А.Петрова,А.Я.Воробьёвой,реквиема Г. Берлиоза.
В истории Малого зала
много ярких событий. В этих
стенах состоялись мировые
премьеры :
–Оратории Иосифа Гайдна
"Сотворение мира"в 1812году;
–"Торжественной мессы"Люд
вига Ван Бетховена в1812г.;
Выступление государственного
русского концертного оркестра
Санкт-Петербурга с программами музыки Петер
бургских композиторов.;
–Центрального образцового
оркестра имени Н.А. Римского–
-Корсакова военно-морского
флота России.;
–Государственного Академичес
кого большого симфонического
оркестра им, П. И. Чайковского
в концертах посвящённых -А. Ви
вальди, Н.Паганини, Дж.Россини,
П. И. Чайковскому, М. И. Глинке,
С. В. Рахманинову.
В этом зале исключительное
восприятие звука. Выдающийся
русский писатель и музыкальный
критик В. Ф. Одоевский отмечал. что в этом зале все концерты
несли в себе что-то особенное
и привлекательное: "......Концерта
ждёшь с нетерпением, готовишь
ся к нему, освобождаешь весь день, а после концерта возвраща
ешься домой осветлённый музыкой великих мастеров. " В своей статье о Девятой симфонии Людвига Ван Бетховена В. Ф. Одоевский сравнивал Бетховена с
Чацким, с их не лёгкой судьбой
во взаимоотношениях с общест
вом.
Этот дом неоднократно ме
нял своё назначение и хозяев.
Начиная с 1841г. зал Энгель
гардта начинает терять значение
центра концертной жизни Петербурга. Всё чаще в зале
вместо концертов музыки
классиков стали звучать табор
ные песни. Зал стал плохо отап
ливаться. В 1846г. дом Энгель
гардта перестал существовать.
Владелица продала его. В доме
был открыт"Магазин русских
изделий'" В 1856г. Случился
пожар. Здание восстановили,
иногда устраивали концерты
Какое-то время в нём находился
коммерческий банк. После разрушения от фашистской
бомбёжки были проведены
большие восстановительные
работы по проекту архитектора
В. Каменского. Мастерски вос
создана строгая красота старин
ных апартаментов. Концерт
ный зал на 480 мест,просторное
зеркальное фойе и уютная гос
тинная привлекают спокойны
ми контурами, лёгким изящест
вом отделки русской архитек
турной классики нач. 19 века
и мягкими тонами окраски.
. Развернулась масштабная
деятельность. Исторический
концертный зал засиял в преж
ней своей красе. В мае 1949 г.
в старинном отреставрирован
ном здании на Невском проспек
те дом 30 состоялось открытие
нового камерного зала филармо
нии. Он был назван Малым
залом имени Глинки.Зал его име
нем назван не случайно, Выступления композитора на сцене этого зала и камерная музыка в творчестве М. И. Глин
ки особенно выделялась.
В проёме , сбоку от парадной
лестницы, ведущей к концерт
ному залу , на уровне второго
этажа установлен памятник
великому русскому композитору
Михаилу Ивановичу Глинке.
Эту работу над скульптурой
М. И. Глинки, отлитой из бронзы,
выполнил скульптор Г. Ф. Ветютнев. Этот монумент был установлен в 1957г. Он прекрас но вписался в старинный интерь
ер.Композитор изображён сидящим в раздумье на скамей ке.Памятник встречает любителей музыки идущих на концерт. Его нахождение в этом месте весьма логично. Сквозь веток деревца,на площадке
напротив, этот уголок смотрится привлекательно и впечатляюще.
С открытием Малого зала возоб
новились крупнейшие музыкаль
ные события. Встречи с музыкой были большой душевной потребностью На сцене зала
выступали новые звёзды музы
кального искусства-Святослав
Рихтер, Эмиль Гилельс, Глен
Гульд, Генрих и Станислав Нейгаузы, Григорий Соколов,
Элисо Вирсаладзе. Мстислав Ростропович., Елена Образцова.,
Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юрий Башмет, замечательные камерные коллективы. У Малого
зала не только богатое прошлое,
настоящее, но и прекрасное бу
дущее.Малый зал заслужил репутацию лаборатории камерной музыки. В Малом зале можно постоянно услышать новинки отечественных композиторов и зарубежных авторов с популярными пьесами Ф.Листа,Ф.Шопена,И.Брамса,В. Моцарта, С. Рахманинова, сонаты Л. Бетховена, А. Скрябина, С. Прокофьева. Удивительная, разнообразная форма воспитательной работы с юношеством-это лекции-коныерты.Доказательством и отражением успеха Малого зала является постоянный рост численности слушателей. Практически всегда полнный аншлаг из самых различных слоёв населения города и его гостей.Одним из наиболее испы
танных путей организации слу
шателей явилась абонемент
ная система. Многие слушатели
стали музыкантами, они с востор
гом отмечали удивительную
прекрасную силу классической музыки. Неоднократно отмеча
лась высокая культура слушате
лей а также контакты с музыкан
тами и работниками филармо
нии что поражало многих кто
переступал порог Малого зала.
Удивительная, завораживающая
архитектура располагающая к
слушанию музыки.
. Посещайте этот необыкно
венный концертный зал.
Малый зал имени М.И.Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича - один из лучших камерных залов в мире, который обладает уникальной акустикой. В честь М.И. Глинки зал назван неслучайно, ведь камерная музыка в творчестве композитора занимала особое место. Рассчитан на 400 зрителей. Очень компактный , уютный и нарядный. Стены и потолок украшают узоры из скульптурной лепнины и позолоты. Обратите внимание на них и рассмотрите хорошенько, вы приятно удивитесь, ведь здесь буквально показано, что у стен есть уши. Да, да. Вот такая интересная и отлично обыгранная деталь.
Невероятные люстры и парные светильники на самой сцене.
Отличная слышимость во всех уголках зала, даже на самых последних рядах.
Удобные кресла, действительно удобные, с нарядной обивкой красного бархата.
История самого здания уникальна.
В 1928 году, владельцем особняка стал Василий
Энгельгардт. За последующие пару лет здание было полностью перестроено учеником Росси, архитектором Павлом Петровичем Жако.
Здесь был первый музыкальный салон в Петербурге, где собирался весь свет столицы: Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Рубинштейн, Виардо, Рылеев, Крылов…..Салон был настолько популярен, что его посещали члены королевской семьи.
Здесь выступали с гастролями: Лист, Шимановская, Тальберг, Липиньский, Булль…
Сами залы и интерьеры Михаил Лермонтов увековечил, поместив именно в этот особняк, в эти гостиные, действие своей драмы «Маскарад».
Если у вас есть время, стоит прийти чуть раньше, и обязательно приходите. Ведь у вас будет возможность рассмотреть множество интересных деталей: витражные окна за памятником Глинки, пройтись по гостиным, насладиться их шиком и красотой, посмотреть выставку в бордовом зале.
Хорошо организованная входная группа, большой гардероб, огромное зеркало.
Неплохой буфет с ценником ниже среднего по городу, есть выбор. Быстрое обслуживание, много столиков. Уютно и удобно.
Широкий выбор концертных программ. Кто не был, - обязательно приходите.