Как и где россияне узнают о погоде и верят ли в приметы?
Проверка прогноза погоды является неотъемлемой частью жизни любого горожанина. Люди учитывают погоду при планировании своих активностей, отпуска и других важных событий. О том, как и где россияне узнают прогноз, на что обращают внимание и верят ли в приметы узнали в Tiburon Research.
Интернет сервисы прогноза погоды
Если говорить о рынке сервисов прогноза погоды, то лидирующие позиции занимает Яндекс Погода, затем идет Gismeteo. Вспоминая сервисы для просмотра прогноза погоды, респонденты в первую очередь называют Яндекс (59%, в том числе именно Яндекс Погоду упоминают 26%), а также Gismeteo (37%).
Яндекс Погоду выбирают прежде всего за и удобство сервиса и точность прогноза. Gismeteo также ценят за точность, удобство (но меньше, чем у Яндекса), и выбирают за его привычность, долгое использование.
Сервис Яндекс Погода ассоциируется с наличием дополнительных полезных функций (карта осадков, УФ индекс, качество воздуха и т. д.), он подходит, если нужно узнать почасовой прогноз, а также имеет удобные сайт, виджет для смартфона и приложение. При этом сервис не ассоциируется с проверкой погоды на длительный период — 2 недели и больше, и тем более сезон или год.
Поведение пользователей
Среди интересующихся погодой половина проверяет прогноз раз в день, и еще больше четверти делают это несколько раз в течение дня. Те, кто смотрят прогноз по несколько раз в день, чаще других носят с собой зонт, склонны сравнивать прогнозы в нескольких источниках и чаще имеют специальное устройство для измерения температуры и влажности. Среди них также более часто встречаются аллергики, владельцы животных, и люди, отмечающие влияние погоды на их настроение.
Погоду проверяют преимущественно перед выходом из дома или на работу, когда планируют свой день, перед прогулкой, поездкой на природу, а также если портится погода.
Главные показатели, на которые смотрят при проверке прогноза, это температура и осадки.
Реже смотрят на то, как ощущается температура, облачность и скорость и направление ветра. Более специфичные показатели (продолжительность светового дня, график температуры и давления, УФ индекс, индекс качества воздуха и т. д.) скорее склонны проверять, если в этом есть необходимость — например, если идут в поход / хайкинг или занимаются водными видами спорта.
Две трети респондентов хотя бы иногда используют карту осадков для проверки дождя, а пятая часть использует ее регулярно. Обычно это сервис Яндекс Погоды, значительно реже Gismeteo.
Для просмотра погоды обычно достаточно одного источника, но треть респондентов иногда сравнивают разные источники. 5% всегда делают сравнение. Большинство респондентов (82%) получают уведомления о погодных катаклизмах, преимущественно через СМС. Среди тех, кто получает уведомление в приложении на смартфоне, это более характерно для молодежи до 34 лет. При получении такой информации больше двух третей респондентов стараются скорректировать свои планы.
Образ жизни
Состояние погоды может влиять на самочувствие. Так, 60% респондентов отмечают, что погода скорее или зачастую влияет на их настроение и эмоциональное состояние. Метеозависимыми себя считают две трети респондентов, причем 28% указывают, что это доставляет значительный дискомфорт в жизни.
Больше такому влиянию подвержены женщины и молодежь в возрасте до 34 лет — тогда как люди 35−55 лет чаще отмечают, что даже при наличии метеозависимости особого дискомфорта от этого они не испытывают.
Защита от дождя
15% респондентов не имеют зонтов — это преимущественно мужчины и входящие в возраст 25−34 года. В Южном и Северо-Кавказском ФО если и имеют зонт, то обычно его не используют. В Санкт-Петербурге чаще, чем в других регионах зонт носят, если есть сомнения в погоде, независимо от прогноза.
В Москве есть склонность не оставлять зонт без дела: здесь чаще других ФО его носят, если дождь был в прогнозе, а также выше доля тех, кто носит его почти всегда, не обращая внимания на погоду.
В повседневной жизни довольно распространено использование примет, связанных с погодой — ими руководствуется треть респондентов. Одними из наиболее часто встречающихся примет являются связанные с животными, в частности с поведением птиц. Второй по популярности темой в приметах является небо — приметы о цвете заката, связанные с ветром, разными видами облаков, ночным звездным небом и луной. Также распространены приметы, связанные со здоровьем, текущим состоянием погоды (например, «Жара и духота — к дождю») и растениями.
Методология
Онлайн-опрос мужчин и женщин в возрасте 18−55 лет, которые смотрят прогноз погоды несколько раз в месяц или чаще. Всего было опрошено 1200 человек.
Источник: Как и где россияне узнают о погоде. Исследование https://tiburon-research.ru/cases/kak-i-gde-rossiyane-uznayut-o-pogode