Оплата и чаевые по QR-коду

Меню, оплата счёта и чаевых в телефоне — для роста доходов ресторана и экономии времени гостей

Эквайринг по ставке от 0,3%*

*Не является публичной офертой. Подробную информацию о ставке уточняйте у менеджера после оформления заявки на подключение

Оплата через QR-код для бизнеса

Система быстрых платежей (СБП) — новая возможность для бизнеса принимать безналичную оплату с помощью QR-кода. СБП появилась в 2019 году и изначально была предназначена для денежных переводов между людьми. С 2020 года эта услуга доступна и бизнесу. По статистике Центрального банка, более 70% платежей в России происходит по банковской карте или гаджетами, а значит, у оплаты с помощью QR-кода есть большие перспективы. Это удобно для клиентов и позволяет бизнесу сэкономить на эквайринге. Рассказываем подробнее, что такое СБП, зачем бизнесу подключать платежи по QR-коду и как это сделать.

Что такое QR

QR — это способ шифровки информации. В него можно поместить ссылку на сайт, номер телефона, текстовое сообщение и другие данные. В нашем случае QR-код будет содержать информацию, необходимую для платежа через мобильный банк.

Виды QR-кодов:

  • Статичный. Такой код содержит реквизиты продавца для платежа. А вот точную сумму нужно будет вводить самому клиенту в приложении банка. Статичный код можно разместить на стикере возле кассы, чтобы посетителям было легко его считать. Его удобно использовать, если стоимость услуги или товаров фиксирована.


  • Динамический. Такой код генерируется для каждой конкретной покупки. Он содержит не только реквизиты продавца, но также данные о назначении платежа и сумму к оплате. Чтобы не генерировать код каждый раз заново, можно сделать коды для каждого товара и разместить их рядом с ценниками.


  • Пользовательский (в перспективе). Такой код относится к динамическому виду, но разница в том, что генерирует его покупатель. Чтобы прошла оплата, продавец считывает код в приложении на устройстве клиента, вводит сумму к оплате, после чего покупатель подтверждает перевод денег. Услуга оплаты с помощью QR-кода доступна всем ИП и юридическим лицам, у которых открыт расчётный счёт. При этом покупать какое-то дополнительное оборудование не нужно. Оплата по QR-коду — это законный способ получать безналичную оплату от клиентов. Что особенно актуально для малого бизнеса. Не у всех есть возможность установить терминал. К тому же это может быть дорого для небольшого бизнеса. Часто продавцы соглашаются провести платёж через перевод на карту. Но это незаконный способ: предприниматель не имеет права принимать оплату на личный счёт. СБП позволяет принимать безналичные платежи без терминала и делать это законно.


Что происходит при оплате по QR

Процесс перевода денег по QR-коду похож на банковский эквайринг. Просто в данном случае используется не платёжный терминал, а код. За техническую сторону отвечает СБП. СБП — это сервис, который позволяет моментально переводить деньги по номеру телефона. Чтобы платёж по QR-коду прошёл, необходимо, чтобы банк юрлица и банк клиента были подключены к системе.

Способы расчёта через СБП:

  • QR на кассовом аппарате. Код для оплаты высветится на экране кассы. Клиенту нужно будет навести на него свой гаджет и оплатить через мобильное приложение банка.


  • QR-наклейка. Стикер с кодом размещается в месте оплаты. Покупатель наводит на него свой гаджет, вводит сумму и подтверждает перевод через мобильное приложение банка. Такая система оплаты удобна для парковок, городского транспорта и других небольших организаций.


  • Мгновенный счёт. Этот способ подходит для интернет-магазинов. В данном случае оплата происходит не по QR-коду, а через приложение магазина. Покупателю нужно выбрать способ оплаты через СБП, после чего у него автоматически откроется приложение банка, в котором уже будут указаны реквизиты продавца и сумма.


При поступлении до 100 тысяч рублей в месяц комиссия с юридических лиц не взимается. Если доход больше этой суммы, то комиссия высчитывается в процентах от суммы перевода. Сумма комиссии зависит от вида деятельности.

Как происходит перевод через СБП:

  1. Клиент сканирует код любым способом. Например, с наклейки, монитора кассового аппарата или другого устройства. Также продавец может выслать код на электронную почту или в мессенджер.
  2. Дальше покупатель переходит в своё мобильное приложение банка, проверяет реквизиты оплаты и подтверждает перевод.
  3. Банк списывает средства со счёта покупателя и переводит их на расчётный счёт продавца, высчитав комиссию.
  4. Продавец получает уведомление о зачислении средств, после чего закрывает покупку. Всё это происходит мгновенно. Однако из-за загруженности системы иногда выходят заминки. Как правило, ожидание не превышает одной минуты.


Плюсы и минусы QR

Самый большой плюс для бизнеса — это экономия денег. Если комиссия эквайринга составляет до 3%, то комиссия оплаты по QR-коду обойдётся в 0,4 или 0,7% в зависимости от вида деятельности. Учитывая, что большая часть платежей проходит именно по безналичному расчёту, сэкономить можно большую сумму. Для примера. Ваше кафе заработало за месяц 2 млн рублей. Если вы используете эквайринг, то должны заплатить 50 тысяч рублей комиссии. Но если у вас настроен приём платежей по СБП, размер комиссии составит всего 14 тысяч.
Также бизнесу не нужно покупать банковский терминал и другое оборудование, чтобы совершить платёж. Всё, что вам понадобится, — это мобильный телефон покупателя с установленным приложением банка.
Оплату по QR-кодам можно использовать в любой сфере деятельности. Не имеет значения ни система налогообложения, ни масштаб бизнеса, ни его специфика. Так, приём оплаты по QR-коду способен повысить конверсию интернет-магазинов. Согласно исследованиям, около 47% покупателей отказываются от покупки на этапе ввода данных карты. Для оплаты по QR-коду вводить данные карты не нужно, а значит, человек вероятнее дойдёт до покупки.
В розничной торговле подключение к СБП тоже может повысить продажи. Например, бывают ситуации, когда человек забыл дома кошелёк и у него с собой нет ни наличных, ни карты, чтобы совершить покупку. В таких ситуациях выручит телефон, ведь он почти всегда у нас в руках.
Ещё одно преимущество — деньги приходят на расчётный счёт мгновенно, что позволит вести бизнес без кассовых разрывов. А вот если вы используете обычный эквайринг, ждать приходится несколько дней.
Несмотря на всё преимущества, у оплаты по QR-кодам всё же есть недостатки. Чтобы покупатель мог расплатиться, у него на телефоне должен работать мобильный интернет. Если случится временный сбой и не будет связи, провести платёж будет невозможно. Также банк, который использует клиент, должен быть подключён к СБП. На данный момент к системе подключено 220 российских банков.
В некоторых случаях оплата по QR-коду невозможна. Это касается тех продавцов, чья выручка за последний год составила более 20 млн рублей по компании или более 5 млн рублей по торговой точке. К тому же некоторые банки ограничивают сумму платежей по QR-коду. Как правило, вы сможете получить не более 500 тысяч рублей в месяц.
Подключение к СБП не освобождает бизнес от подключения эквайринга для приёма платежей по карте и установки кассового аппарата. Любой покупатель имеет право оплатить покупку банковской картой и получить кассовый чек. Поэтому оплата по коду — это скорее дополнение, а не замена привычного способа.

Плюсы QR для ресторанного бизнеса

Если ваш бизнес относится к общепиту, то вам тоже будет выгодно использовать оплату по QR-коду. Обычно в кафе или ресторане 1–2 терминала для оплаты картой. В часы загруженности это может создавать очередь на оплату. Клиенты задерживаются, не понимают, почему так долго не несут счёт, и начинают злиться. Такая, казалось бы, мелочь может испортить всё впечатление от посещения ресторана — неудивительно, что в сети могут появиться отзывы о плохом сервисе. Оплата по QR-коду решит проблему. Гостям не придётся ждать терминал, они смогут оплатить с помощью мобильного телефона сразу же, как официант принесёт пречек.
Помимо простого подключения к СБП, общепит может подключить сервис Чек Яндекс Еда, который поможет автоматизировать приём платежей. Благодаря этому сервису посетили ресторана или кафе смогут оплатить счёт и оставить чаевые, не дожидаясь официанта. Как работает Чек:

1. Посетители ресторана сканируют QR-код на своём столе. Скачивать дополнительные приложения не нужно. Чек откроется в браузере телефона.
2. Дальше изучают меню прямо в телефоне и делают заказ у официанта.
3. Гости самостоятельно делят счёт на компанию: каждый выбирает те блюда, которые он заказывал, и оплачивает только их.
4. Оплата счёта происходит телефоном через СБП, Яндекс Пэй или картой онлайн.
5. Вместе с оплатой счёта гости могут оставить чаевые. Всё делается нажатием одной кнопки.

Работа официанта не сильно меняется при оплате счёта через Чек. Ему нужно принять заказ, внести его в кассу на соответствующий столик и выйти из режима редактирования. После оплаты через Чек заказ в кассе закроется автоматически.
После подключения сервиса Чек вырастает оборачиваемость столов в общепите. Гостям не нужно ждать официанта с меню и тратить своё время на ожидание. Все позиции они могут изучить в телефоне, после чего сделать заказ. Итоговый счёт обновляется в реальном времени и всегда доступен гостям по QR-коду.
Также благодаря сервису растёт количество чаевых. Гостям ресторана или кафе не нужно искать наличные. При оплате счёта в мобильном телефоне они просто выбирают процент чаевых и деньги списываются с карты. Такая система стимулирует гостей оставлять чаевые чаще. К тому же у каждого официанта здесь есть профиль, в котором указана мечта, на которую он копит деньги. Это тоже подталкивает гостей чаще оставлять чаевые, ведь всем хочется быть причастным к осуществлению чужой мечты.
Сервис Чек автоматизирует работу общепита. Он освобождает официантов от рутинных задач и позволяет больше времени отводить на общение с гостями. Ещё одно преимущество — кнопка вызова официанта. Если у гостей появятся какие-то вопросы, они всегда смогут вызвать работника через приложение, а не пытаться поймать его в зале ресторана. Особенно это актуально в загруженные часы.
При наличии технической возможности Чек можно интегрировать в кассовый аппарат. Сервис работает с крупнейшими системами: R_Keeper, iiko, Quick Resto, 1С-Рарус, YTimes.
Главное преимущество сервиса для ресторанов и кафе в том, что он помогает экономить на эквайринге. Также Чек позволяет закрывать столы за 7 секунд.

Как подключить оплату по QR

Чтобы подключить оплату по QR-коду для вашего бизнеса, необходимо обратиться в банк, в котором у вас открыт расчётный счёт. Если он подключён к СБП, то вы сможете это сделать. Банк предоставит все необходимые данные: какой вид кодов он может сформировать, размер комиссии и порядок подключения. В разных учреждениях свои правила, например некоторые банки подключают оплату по QR-коду только после подключения эквайринга.
Если ваш банк подключает статический код, то вам нужно будет показать сгенерированный код покупателю. Дальше он его отсканирует и проведёт оплату через своё мобильное приложение. Если банк предлагает динамический код, то вам нужно будет скачать специальное банковское приложение для генерации кодов. Иногда его можно установить непосредственно на кассовое оборудование. Дальше вам останется сгенерировать код и показать его покупателю. Больше никаких действий с вашей стороны не потребуется.

Чек — информационная система, часть сервиса Яндекс Еда, подробнее на yandex.ru/legal/eda_QR_service. Яндекс Еда — информационный сервис, подробнее на eda.yandex.ru.
0+
Fri Oct 11 2024 16:27:01 GMT+0300 (Moscow Standard Time)