Мы уже писали: чтобы понимать современный танец, специальные знания не нужны. А чтобы понимать балет — тем более. Вам красиво? Ура, вы все поняли. Но если вы интересуетесь танцем и хотите узнать о нем больше, без литературы не обойтись. Рассказываем о программе-минимум — десяти книгах, которые должен прочитать каждый балетоман.
Текст: Вита Хлопова
Фото: Дмитрий Соболев
19.12.18
Ричард Бакл, «Нижинский»
Роскошное издание одной из самых известных биографий Вацлава Нижинского обязательно должно быть в библиотеке балетомана. Множество фотографий в отличном качестве даже не так важны, как текст британского критика и балетного историка Ричарда Бакла. Жизнь самого загадочного гения танца XX века изучена здесь подробнейшим образом — вопросов к автору у вас, скорее всего, не останется. Еще у Бакла есть объемная биография Сергея Дягилева, которую, к сожалению, пока не перевели на русский язык.
Вадим Гаевский, «Дивертисмент»
Вадим Моисеевич Гаевский не пишет «историю балета» в цифрах и датах. Чем ценны его книги — так это страстным рассказом о лучших балетных спектаклях и талантливых артистах, их создававших. У книги сложная судьба: говорят, ее запретили сразу после выхода в печать, а тираж изъяли из продажи, но в букинистических магазинах до сих пор можно отловить экземпляры 1981 года. К счастью, в этом году, к 90-летнему юбилею автора, издательство «Сеанс» переиздало книгу, не поменяв текст, зато дополнив его редкими фотографиями. Их так много, что «Дивертисмент» превратился в двухтомник.
Линн Гарафола, «Русский балет Дягилева»
Дягилевские сезоны — самая популярная тема дипломов об истории балета. Книг об этом тоже немало. Хотя на самом деле после кропотливого труда американского исследователя Линн Гарафолы искать в этой теме что-то новое совершенно бессмысленно. Если вы хотите знать, откуда взялась и как развивалась эта знаменитая труппа, изучите эту книгу — и можете больше ничего не читать.
Марта Грэм, «Память крови»
Книг о зарубежном современном танце XX века на русском языке практически нет. Серия «Garage Dance», которую издает музей современного искусства «Гараж», — единственная возможность познакомиться с книгами, которые весь остальной мир уже прочитал лет 30 назад. В «Памяти крови» главная американская модернистка Марта Грэм описывает свою яркую и непростую жизнь. Книга, конечно, немного лукавая, как и многие автобиографии («Я великая, но непонятая, потому что опередила свое время»), но здорово помогает разобраться, как жил американский танец с 20-х по 80-е годы XX века.
Руди ван Данциг, «Вспоминая Нуреева. След кометы»
Вот уж о ком только ленивый книгу не издал, так это о Рудольфе Нурееве. Найти среди многочисленных изданий одно приличное — непростая задача. Одни авторы хвастаются своей мнимой дружбой с танцовщиком, другие — мимолетным романом, но большинство просто переписывает давно известные факты. Книга голландского танцовщика и хореографа Руди ван Данцига, проработавшего с Нуреевым 25 лет, выделяется оригинальностью. «След кометы» задуман как небольшой кусочек большого пазла: автор не пытается рассказать о жизни Нуреева — скорее о своей жизни рядом с Нуреевым. Прочтя эту книгу, вы увидите в ее герое не только легенду, но и живого человека, страстно любившего танец.
Вера Красовская, «Западноевропейский балетный театр»
На этом месте можно было написать «любая книга Красовской». Несколько поколений балетмейстеров, историков и балетоведов изучали историю балета по многочисленным трудам этого автора. Если вы хотите знать ее от и до, со всеми датами, деталями и подробностями, начинать нужно именно с книг Веры Михайловны. От нее вы возьмете базу, после которой можно браться за любого автора из нашего списка. Правда, пишет она суховатым академичным языком, но для решительно настроенных читателей это не будет проблемой. Несколько лет назад книги Красовской переиздали, поэтому их без проблем можно найти в продаже. Лучше покупать все три тома, чтобы охватить историю танца от Древней Греции до XIX века.
Олег Левенков, «Джордж Баланчин»
Благодаря Баланчину в США появилась профессиональная балетная школа и, собственно, балетный театр. Это главный хореограф XX века. Реформатор классической лексики. А еще — бывший артист Мариинского театра и бывший хореограф дягилевской антрепризы: именно Дягилев посоветовал юному Георгию Баланчивадзе сменить имя на более звучное для европейца Джордж — поначалу, конечно, Жорж — Баланчин. В общем, человек невероятной судьбы.
Олег Левенков — создатель дягилевского фестиваля в Перми — посвятил жизнь изучению Баланчина, но, к сожалению, успел выпустить только первый том большого исследования. Про Баланчина обычно пишут, начиная с его европейского периода, а вот о работе танцовщика в России крайне мало таких исчерпывающих сочинений, как у Левенкова. Книга уже очень редкая, но за ней стоит поохотиться у букинистов.
Александр Плещеев, «Наш балет. 1673–1899»
До современного переиздания за книгой Плещеева приходилось бегать в театральную библиотеку, сейчас ее запросто можно найти в книжных. И вот что любопытно: автор писал гораздо раньше Веры Красовской, но читать его намного проще. Собственно, по названию книги понятно, что речь пойдет о балете в России — с первых попыток его зафиксировать в 1673 году до момента, когда писал Плещеев. Еще книгу можно полюбить за тонкое чувство юмора и умение обходиться без лишних подробностей. В идеале стоит изучать одну и ту же тему и по Плещееву, и по Красовской, чтобы картинка была более полной.
Елизавета Суриц, «Балет и танец в Америке»
Единственная книга на русском языке об американском танце XX века. Из нее можно узнать все необходимое об американской карьере главного хореографа XX века Джорджа Баланчина и о главных представителях танца модерн: Марте Грэм, Дорис Хамфри, Хосе Лимоне и других. Елизавета Яковлевна Суриц — легенда советского балетоведения с уникальным даром писать просто о сложном. У нее есть еще несколько обязательных к прочтению книг, например биографии танцовщиков Михаила Мордкина и Леонида Мясина.
Шенг Схейен, «Сергей Дягилев. „Русские сезоны“ навсегда»
Книга голландца Шенга Схейена написана так здорово, что ленивые лекторы заимствуют из нее структуру рассказа о главном импресарио XX века. Проблема многих книг о Дягилеве и его Ballets russes в том, что за восхищением и преклонением нет никакой попытки анализа. Бесконечные «гений», «великий», «феноменальный» кочуют из книги в книгу — но Схейену удалось отбросить ненужные комплименты и рассказать нам историю о человеке, который навсегда изменил ход развития балета. Книга так популярна, что издатели выпустили второй тираж. Несмотря на огромный объем издания, вы прочтете ее залпом за выходные.
«Я в театре» благодарит Российскую государственную библиотеку искусств, которая одолжила нам все 10 книг для фотосессии.