Цирковые шоу часто попадают в афиши театральных фестивалей. Но разве цирк — это тоже театр? Знакомый с детства цирк со зверями и клоунами — скорее нет. Но, помимо него, существует направление под названием «новый цирк», и вот оно как раз ближе к театру. Подробности — в нашем материале.
Текст: Софья Козич
Прежде чем говорить о новом цирке, давайте вспомним ненадолго о старом. Вы сидите в амфитеатре вместе с мамой, на арене — «медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед» и далее по тексту Чуковского. Или вы уже выросли и смотрите, как Дзампано рвет цепи в фильме Феллини «Дорога». Образ бродячего цирка, цирка с животными заложен в нашем культурном коде с детства. И тем неожиданнее становится открытие, что цирк возник в 1774 году и придумали его во Франции наездники отец и сын Астлеи.
Старый цирк — это здание с ареной диаметром в 13 метров и амфитеатром от 500 до 1000 мест. Его сделали таким специально для того, чтобы дрессированным лошадям было удобнее бежать по кругу, а артистам — делать сложные трюки на их спинах (в те годы породистые кони были как дорогие автомобили сегодня). Фокусники, силачи, женщины-змеи, канатоходцы, дрессировщики, люди с разными патологиями и другие артисты из ярмарочных балаганов набирались, чтобы сделать представление более эффектным и чтобы лошади могли передохнуть.
XX век принес много изменений в бытовую жизнь человека. Появилось кино, затем телевидение. Олимпийские игры стали главным международным праздником. Благодаря медицине возникла возможность лечить или корректировать патологии в развитии человека. Защитившие свои права люди стали беспокоиться о правах животных.
Эти процессы неизбежно влияют на старый цирк: бродячие труппы переживают кризис. Клоуны уходят в стендап, иллюзионисты — в телешоу. Женщины-змеи занимаются художественной гимнастикой, силачи — тяжелой атлетикой. Люди с особенностями развития вовремя получают медицинскую помощь и возможность социализации. Канатоходцы уходят в экстремальный спорт, жонглеры — на улицы и создают собственные сообщества. Дрессировщики борются с защитниками прав животных — и все чаще проигрывают.
Именно движение в защиту прав животных считается главным катализатором возникновения нового цирка. Первые труппы появились в Европе и Америке в 1970–80-е годы. Методы дрессуры в России в то время вы можете себе представить по фильму «Полосатый рейс» со звездой советского цирка Маргаритой Назаровой в главной роли. Чтобы приучить боящихся воды тигров плавать, она вместе с мужем построила на берегу реки сауну, и выход из нее был только в воду.
Возникновение нового цирка напрямую связано с Чарли Чаплином: его дочь Виктория сбежала с цирковым артистом Жаном-Батистом Тьерре и сочинила новый тип циркового представления, в котором не было животных. Теперь они могли играть свои шоу в любом пространстве, например на сцене в театре. Артисты с помощью трансформирующихся костюмов сами создавали поражающих воображение существ. Все шоу проходили в одной стилистике, и их смысл не сводился к демонстрации физических возможностей: подобно театру, цирк начал рассказывать истории. Девиз «Быстрее, выше, сильнее!» теперь относился к Олимпийским играм.
Если Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерре стали вдохновителями новой эстетики цирка, то полную его перезагрузку произвели Ги Лалиберте и Франко Драгоне в 1984 году. Они придумали «Цирк дю Солей», в котором также не было животных, и собрали лучших режиссеров, художников-постановщиков, цирковых артистов и спортсменов, научив последних актерскому мастерству. Выстроив прокатную модель по системе Бродвея, они объехали целый мир со своими шоу. Именно так новый цирк пришел в Россию — благодаря гастролям шоу «Алегрия», в котором клоунские номера сочинил русский клоун Слава Полунин. «Цирк дю Солей» использует последние разработки в области технологий, и тридцать лет спустя в последних шоу технологии берут на себя больше внимания, чем живые артисты.
Главным пропагандистом нового цирка в России стал Чеховский фестиваль. Именно благодаря ему в Россию привезли спектакли Виктории Чаплин и Жана-Батиста Тьерре. Кстати, фестиваль показал, что лошади в новом цирке тоже могут быть — если они содержатся в комфортных условиях: конный театр «Зингаро» создает глубокие философские спектакли.
Хедлайнером Чеховского фестиваля из года в год становится Даниэле Финци Паска. Работу этого режиссера видели многие: он ставил закрытие Олимпийских игр в Сочи. Но обычно его спектакли совершенно другие. Вдохновленные самыми теплыми воспоминаниями детства, они рассказывают с юмором о самом важном в человеческой жизни. На гастролях были «Кортео» «Цирка дю Солей», «Дождь», «Донка», «La verita» и другие его постановки.
Однако «Цирк дю Солей» и даже постановки Даниэле Финци Паски уже начали устаревать. В Европе возникает все больше трупп, которые делают самые неожиданные вещи и привлекают экстремальные виды спорта и современную уличную культуру (например, жонглируют острыми топорами или занимаются экстремальным паркуром на заброшенных заводах). Постепенно формируется новое явление, которое практики цирка между собой называют «новая физика» — когда артисты в трениках вместе с друзьями-музыкантами экспериментируют в лофтах и им удается найти лазейку и ненадолго обмануть законы физики.
Гастроли нового цирка спровоцировали русских артистов на новые решения. Для примера можно посмотреть спектакли «Антикварного цирка», постановки Дмитрия Мелкина в Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве. Но самый авангардный для России спектакль «Эффект пинг-понгового шарика» сделал питерский «Упсала-цирк». Здесь играют дети, но это не мешает режиссеру реализовать вполне сложные идеи: музыку прямо во время действия пишет композитор Дмитрий Максимачев, а сам спектакль посвящен исследованию физических свойств шарика.
Но это капля в море, и цирковая индустрия в России еще нескоро откажется от животных. Это связано с законодательством: пока что звери приравниваются к частной собственности, как стул или стол. Несколько лет назад зооактивистам удалось создать рабочую группу вместе с дрессировщиками известных цирковых династий по разработке нового закона, но результата придется ждать, видимо, еще долго.