Система Станиславского в гифках

Основа основ актерской профессии — система Станиславского. Сам отец-основатель психологического реализма не уставал напоминать, что система не может быть учебником актерской игры и представляет собой только фиксацию его многолетних опытов. Сами опыты просто и увлекательно описаны им в «Работе актера над собой». Мы выбрали главные понятия и для наглядности нарисовали по гифке к каждому.

Текст: Алексей Киселев, Анастасия Паукер
Автор иллюстраций: Вика Привалова
6.03.19

Предлагаемые обстоятельства

Вы на сцене — это вы. Надо только забыть, что вы на сцене. И зовут вас так, как зовут вашего персонажа. А дальше надо просто представить, что все, что происходит с вашим персонажем — происходит с вами в вашей повседневной жизни.

Круги внимания и публичное одиночество

Даже в переполненном помещении вы можете, например, сев на стул, представить, что сидите на стуле у себя дома, и рядом никого нет. Вы можете расширить круг внимания на пару метров в диаметре, включив в него всех, кто рядом. А можете увеличить радиус до размеров помещения, включив во внимание всех присутствующих. Если вы на сцене, маленький круг внимания поможет сконцентрироваться на ваших внутренних процессах, а большой, если того требует ход спектакля, — охватить «щупальцами внимания» (Станиславский использует именно такую формулировку!) весь зрительный зал.

Воображение

Мы недооцениваем силу воображения. Представьте, что вы древний дуб, за столетия вросший корнями в грунт на десятки метров, и пусть кто-нибудь из знакомых попробует вас поднять. Это будет непросто! А теперь вообразите себя перышком в облаках. Тут же окажется, что вы самый легкий человек в мире. Очень удобно!

Лучеиспускание

Станиславский пускал лучики до того, как это стало модно. Как это работает? У вас есть энергия. Нужно ее мысленно сконцентрировать в себе, и в процессе игры, через слова, жесты и внимание, направленно передать адресату. Адресатом может быть и зрительный зал, и партнер по сцене, и кот, и плюшевая игрушка. Ваше дело — испустить луч. А вот как с ним поступит адресат — дело его.

Память физических действий

Воспроизводя простые действия (надевание пиджака, ковыряние в носу, чтение газеты) с максимальной точностью, актер помогает себе быть достоверным в мелочах. И так, из мелочей, за которые цепляется эмоциональная память, выстраивается достоверность общая: в чувствах, эмоциях и интонациях. А для того, чтобы добиться такой автоматической достоверности и естественности в мелочах, нужно много тренироваться — повторять по многу раз элементарные бытовые действия. Следующий уровень сложности — работать с невидимыми предметами: завязывать невидимые шнурки, вкручивать невидимую лампочку, мыть невидимую посуду.

Сверхзадача и сквозное действие

У каждого из персонажей есть своя главная задача, которая ведет их через всю пьесу. Кто-то как Ричард III стремится отомстить всему миру за свое тяжелое детство, а кто-то как Труффальдино просто хочет есть. Все задачи должны собираться в одно невидимое сквозное действие, работающее на самое главное — сверхзадачу. На то, без чего вообще не имеют смысла все прочие элементы. И это уже не про персонажей, а про актеров. Это ответ на вопрос, ради чего все они собрались вместе и играют этот спектакль (варианты ответов: «Чтобы сделать мир лучше», «Чтобы школьники прочитали оригинал», «Чтобы все зрители слились в экстазе»). Эти два понятия особенно радикально расширяют границы применения системы. Хочешь эффективно управлять своей корпорацией? Спроси Станиславского как.

Читайте также:

7 книг о театре
Кто есть кто в театре: мультфильм!
33 неудобных вопроса о театре
Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете согласие на получение рекламных и других сообщений от ООО «ЯНДЕКС» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16) на условиях политики конфиденциальности и пользовательского соглашения сервиса.
Sun Nov 05 2023 17:38:03 GMT+0300 (Moscow Standard Time)