Для земледельцев славянорусов Новый год начинался строго астрономически 21-22 марта с приходом тепла, когда начинали готовиться к полевым работам. Хотя сам праздник Масленица длился недели три.
После Крещения церковь включила Масленицу в календарь христианских праздников, оставив ритуалы практически без изменений. Катания с гор, на санях, хождение в гости с обильными угощениями блинами. Но в силу христианского аскетизма и воздержания запретив эротический компонент.
Нравы для молодежи были весьма вольные на праздник. Можно было целовать чужую невесту. Не возбранялась и близость для неженатых/незамужних после долгой студеной зимы. Также убрали забавы с медведями. И добавили христианский пост, хотя не было никаких постов у наших пращуров. Самоистязание, включая лечебное, не было характерно для наших жизнелюбивых предков.
Также церковь привязала Масленицу к христианской Пасхе, которая каждый год скачет. Стала скакать и Масленица, хотя она строго привязана астрономически к равноденствию. Подобная участь постигла и летнюю ипостась Солнца - Купало (21-22 июня).
Окончание зимы и сожжение ее чучела/злых духов до сих пор широко и эпично празднуется даже в католической Европе. Например, в Испании, Швейцарии. При этом чем выше пламя костра. тем лучше народ очищается от зимних прегрешений своих и злых духов.
Однако, традиция поедания блинов в честь ипостаси Ярило бога Солнца - чисто русская. Даже малороссы раньше больше налегали на вареники.
Но вот есть первый блин было нельзя. Кому же его дарили? И при чем тут "первый блин комом"?
Исходная форма поговорки:
"В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: "Первый блин и тот комом" (1736); "Первый блин да комом" (1741). В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно.»