Роман о великой любви
Эпилог
Глава сто сорок первая
Незадолго до разрушения Иерусалима римским полководцем Титом, подвергшись очередным гонениям, Мария Магдалина, названная в романе Великой, вместе со своим отцом и служанкой перебралась в одну из пещер, прожив в ней около двадцати лет. Спустя века, это место получило название Сент-Боум. Именно там в 1279 году герцогом Карлом Анжуйским были обретены останки Марии Магдалины в подземной часовне церкви Святого Максимина, освященной во имя её отца. Мощи Великой Марии были узнаны по тому благоуханию, какое исходило от них. И по зеленому ростку, проросшему прямо из её языка. С того момента она была наречена небесной покровительницей Прованского графства. В крипте этой церкви покоятся мощи Марии Магдалины. Ее служанка Сара была наречена покровительницей всех цыган. Цыгане называют Сару своей Черной Мадонной и каждый год двадцать пятого мая торжественно отмечают ее память, избирая в этот день сроком на пять лет цыганскую баронессу. Пятого мая 1280 года мощи Марии Магдалины были перенесены в богато отделанный реликварий. Голова Марии Магдалины была помещена в золотой ковчег, а ее тело в дорогой сосуд. Летописец Салимбене и два доминиканских монаха — Птоломей Луккск и Бернар Ги засвидетельствовали обретение мощей Марии Магдалины герцогом Карлом Анжуйским. Местечко на побережье, где остались Марфа, Мария Клеопова и Мария Саломия, вернувшаяся в Прованс после успения Девы Марии, местные жители назовут городом Трех Святых Марий. Двадцать третьего августа триста двадцать пятого года, в рамках созванного императором Константином Первого Вселенского Собора, было принято решение включить четыре Евангелия в Священный канон. Это были Евангелия от Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Особое внимание участники Собора обратили на евангелие от Марии Магдалины. Его еретическое содержание было для них всех очевидным. Но почитание Марии Магдалины на всем Средиземноморье было столь велико, что люди вполне могли поверить каждому слову подделки, выдаваемой гностиками за свидетельство самой Марии Магдалины. Правой рукой, председательствовавшего на Соборе императора Константина Великого, был епископ Египта - Александр Александрийский. Помощником Александра был диакон Афанасий. Именно с ним император пожелал обсудить детали, касавшиеся судьбы евангелия от Марии Магдалины. Благожелательный тон императора располагал к откровенности. — Все еретические свидетельства о жизни Христа, на мой взгляд, имеют одни и те же корни, — высказал он свое мнение. — Вы правы, — согласился с императором Афанасий. — Эта ересь была перенесена из Египта в Прованс одним еврейским купцом. К сожалению, относительно его имени имеются разночтения. Его последователи, дабы придать своим фальшивкам истинный вид, вложили свое еретические мысли в свидетельства учеников Иисуса. — Я просмотрел все свидетельства, — с той же подчеркнутой благожелательностью произнес Константин. — Еретические тексты не содержат ни разумных основ, ни юродства проповеди. Но меня сильно смущает свидетельство о Христе, приписываемое некой Марии Магдалине. Что вы сами можете об этом сказать? — Мария Магдалина не могла этого написать, — сказал Афанасий. — Вне всякого сомнения, — согласился Константин. — Но, помня о том, какой популярностью пользуется имя Марии Магдалины в Южной Галлии, люди могут ошибочно приписать авторство сего свидетельства ей самой. Ведь до сего дня в Провансе действуют три детских приюта, названные её именем. Этим приютам император Траян присвоил государственный статус и выделил на их содержание щедрое финансирование. Как же нам быть? — Затруднюсь ответить, — произнес Афанасий. — Тогда прошу выслушать меня, — продолжал Константин. — Я буду рассуждать только как политик. Поскольку наши враги в своей борьбе с христианством готовы идти на любые подлости, то мы имеем моральное право ответить им тем же. Бороться с популярностью Марии Магдалины никому не под силу. Да этого, скорее всего, и не нужно. Достаточно будет объявить, что в момент написания своего свидетельства, она страдала помутнением рассудка. Позже Иисус ее исцелил, но свидетельство было ею уже написано. — Это означало бы возводить на Марию Магдалину очередную клевету, — высказал свое мнение Афанасий. — В данном случае благой вымысел призван будет уничтожить злой, — сказал Константин. — Но в свидетельствах Матфея, Луки, Марка и Иоанна нет упоминания о том, что Мария Магдалина какое-то время страдала рассудком, — сказал Афанасий. — Пусть этот вопрос вас не заботит, — улыбнулся ему Константин. — Как только Собор окончательно узаконит решение признать четыре Евангелия каноническими, я тут же издам указ их размножить. Переписчикам удастся обнаружить упоминания о том, что Мария Магдалина была одержима, а потом исцелена. — Мог бы согласиться с вами, если за этим последовал ваш указ о сожжении всех еретических текстов, — сказал Афанасий. — Сожжение книг привлечет внимание к тому, что в них было написано, - возразил Константин. – Скорее, потребуется мой указ о непременном изъятии еретических текстов. Все они будут находиться в специальных хранилищах. — Почему вы не хотите просто сжечь эти книги? — спросил Афанасий. — Сделав христианство государственной религией на всей территории нашей необъятной империи, я хочу тем самым дать всем её народам национальную идею, способную их всех объединить. И начинать всеобщее единение с уничтожения книг, согласитесь, было бы неразумно. Достаточно будет назначить большой денежный штраф за чтение этих книг. — Я обязан доложить о нашем разговоре его святейшеству Александру, — сказал Афанасий. — Конечно, — согласился Константин. — И передайте его святейшеству, что Мария Магдалина была женщиной и поэтому она не может именоваться апостолом. Признавая её частичную дееспособность, мы тем самым выбиваем оружие из рук ее врагов. Раз она писала свои свидетельства в состоянии помутненного рассудка, то этим свидетельствам никак нельзя верить. Христос через свое воплощение соединил человека с Богом для того, чтобы человек смог победить дьявола. Мы с вами в скором времени этим и займемся. Когда вы думаете отбыть назад в Египет? — Как только завершит свою работу Вселенский Собор, — ответил императору Афанасий. — Я прикажу удвоить ваши прогонные до Александрии, чтобы, вернувшись домой, вы какое-то время могли не думать о деньгах. Я же, признаюсь, устал от всех этих войн и бесконечных распрей. Я уверен, что только вера всех в Иисуса Христа способна эти бесконечные распри раз и навсегда прекратить. И на пути к этой великой цели все средства одинаково хороши. А теперь прошу меня простить. У меня запланирована следующая встреча, — поднимаясь из-за стола, произнес император Константин.