Финансовый ревизор за честный бизнес или Налоговая оговорка
Приветствую уважаемых гостей группы и всех интересующихся темой налогов и бизнеса. Данная статья приурочена к выходу официальной статистики от Федеральной налоговой службы: поступления в бюджетную систему РФ за 2022 год сократились почти на половину. Это очень серьёзные данные, требующие глубокого осмысления и последующих выводов.
Как аналитик, я прогнозировал такое развитие ситуации после объявления о начале СВО. Очевидные результаты таких расчётов, в том числе, но не ограничиваясь, можно было просчитать после релизов некоторых компаний об уходе с российского рынка, сворачивание их оперативной деятельности и как следствие – объявленный вынужденный простой. Еще одним делителем экономики, явился фактор разрыва логистических цепочек, связанных с поставкой товаров из стран дальнего и ближнего зарубежья. Вернуть уплаченные зарубежным поставщикам в феврале авансы, в счет будущих поставок, некоторым отечественным компаниям, так и не удалось. Следовательно, такие авансы, были списаны в убытки от оперативной деятельности, что так же, повлияло на показатели финансовой отчетности, сданной налогоплательщиками за полугодие текущего года.
При составлении финансовой модели, всегда учитываются и такие факторы как дополнительный налоговые риски. Об этом риске расскажу подробнее. Независимо от политической ситуации и экономических санкций, объявленных российским компаниям, последние несколько лет проявилась тенденция роста налоговых проверок. Инспектора федеральной налоговой службы требовали письменных пояснений по разным хозяйственным операциям руководствуясь статьей 93 НК РФ. Иногда, они справедливо требовали устранить допущенные опечатки в первичной документации, подтвердить заявленные контрагентом счета-фактуры (УПД) и дать объяснения заявленным убыткам. Отдельно, хочу отметить, требования письменных пояснений о размере социальных отчислений и размере средней заработной плате сотрудникам. Все эти показатели отслеживались в ФНС в автоматическом режиме и до наступления указанных выше обстоятельств.
Вся эта информация имеет практический смысл не по частям, а в совокупности. Именно по итогам второго квартала, и как следствие, полугодия, камеральные требования стали содержать ссылки на другие статьи: истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ); вызов на допрос свидетелей (статья 90 НК РФ); проведение экспертизы (статья 95 НК РФ). Смысл всех этих процессуальных дополнений, имеет совершенно конкретное выраженное денежное требование – добровольно опалить доначисленный НДС и налог на прибыль. Все схемы оптимизации бизнеса, применяемые до последнего времени подвержены риску. По итогам камеральной проверки ФНС имеет право доначислять налоги руководствуясь своим пониманием бизнес-цепочки контрагентов. Можно оспорить это Акт, но аргументировано и в соответствии с процедурой. Для этого нужны те самые факты и аргументы.
Крупным налогоплательщикам, рекомендовано применять и подписывать с контрагентами при заключении контрактов на поставку, так называемую «Налоговую оговорку». В частности, в разделе гарантии Сторон, указывается, что каждая из Сторон является надлежащим образом учреждённым юридическим лицом, правомочным в соответствии с законодательством РФ на заключение Договора; каждой из Сторон были совершены все действия, соблюдены все условия и получены все разрешения и согласия, необходимые для заключения и исполнения; каждая из Сторон соблюдает требования законодательства в части ведения налогового и бухгалтерского учёта, полноты, точности и достоверности отражения операций в учёте, исполнения налоговых обязательств по начислению и уплате налогов и сборов, сдаче государственной отчетности; основной целью совершения сделки (совершения операций) по Договору не являются неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога. И так далее. Все это красиво изложено, спора по пунктам нет.
#ФинансовыйРевизор указывает на ответственность стороны, подписавшей такую налоговую оговорку, а именно: сторона допустившая нарушение указанных выше гарантий и обязательств возместит другой стороне полностью все подтвержденные и доказанные потери, которые возникли в случае невозможности уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога по операциям определенных актом государственного органа, в частности, решением налогового органа. Акт государственного органа является достаточным доказательством потерь Клиента вне зависимости от факта его обжалования. Вот и все – финиш. Вся ответственность и риски разрыва экономической цепочки полностью лежит на налогоплательщике. Другими словами, если налогоплательщику доначислят, например НДС, то он тут же становится токсичным контрагентом. В дополнение к этому, налогоплательщик вполне законно, может получить еще требование о компенсации возможных убытков от своего контрагента, исходя из собственноручно подписанных заверений и гарантий.
На практике, происходит это так: налогоплательщик получает требование о предоставлении конкретных документов по сделке, за предыдущий налоговый период. Далее, налогоплательщик получает вызов на допрос в свою инспекцию. Как правило, на уровне начальника отдела камеральных проверок. Там, в ходе вопроса надо ответить на заранее подготовленные вопросы и подписать протокол допроса. Именно в этот момент, свидетель (руководитель, представитель, или просто доверенное лицо) впервые слышит о том, что по результатам проверки выявлен контрагент с разрывом хозяйственной цепочки – товар-деньги-товар. Не путать с цепочкой по НДС. Не важно, что счета фактуры задекларированы контрагентом, и у вас нет фактических расхождений. Важен сам факт выявления разрыва во взаимодействии поставщиков. Как из товара 1, получается товар 2, а еще хуже 3,4,5?! Сможете коротко объяснить?
Все генеральные или гениальные руководители любят, когда им коротко и ясно объясняют по существу проблемы, а когда подробно, но долго и занудно, почему-то не любят. И говорят мы сами все знаем у нас все хорошо. Нам не надо: ни мармелада, ни шоколада, у нас семейный бизнес: друг жены моего друга отличный специалист и со стороны нам никто не нужен. Все идеально и прекрасно, нет никаких проблем – у нам обязательный аудит. Восхищаюсь такими самонадеянными и самоуверенными руководителями – сам такой же.
Кто ни будь, из таких уверенных в бизнесе директоров, читал то самое заключение аудитора, по итогам последнего (подчеркиваю) отчётного периода?! Если читали - уже хорошо. Но, это всего лишь рекомендации. Ни один аудитор не будет проверять глубину и экономический смысл хозяйственных операций, у них, просто нет на это времени, а в некоторых случаях «бизнес-чутья».
Обращаю внимание, что это только первая часть «Марлезонского балета». Вторая часть – этого представления называется – выездная налоговая проверка #ВНП . Все, кто был уверен в своей непогрешимости, вдруг, с удивлением, узнают о допущенных кем-то нарушениях налогового законодательства, неправомерного сокрытия налогооблагаемой прибыли, отсутствия первичной и оправдательной документации, нарушения порядка одобрения и проведения крупных сделок, и как результат – Акт о выявленных в ходе #ВПН нарушениях, штрафов и пеней. Предположим, что задекларированная выручка от реализации составила примерно 150 миллионов рублей в годовом измерении - нижний порог проверяемого бизнеса. Минимально-расчетное доначисление по результатам #ВНП такого налогоплательщика может составить 20% от оборота. Магическая цифра эти двадцать процентов.
Тут, вам не поможет ни один знакомый министр финансов. Что скрывать, у нас, у всех, у каждого второго, уж точно, есть свой знакомый министр финансов. А у друга или бизнес партнера, и того выше – «заместитель» президента или лично светлейший. Все это, покажется вам смешным, но не один генерал, не будет рисковать своими погонами, и никаких письменных гарантий урегулирования налогового спора вам не даст. Не смотря на то, что вы 31 декабря вместе ходите в баню, или ездите на охоту. У всех свои традиции, но все обязаны соблюдать налоговое законодательство. Особенно когда в стране такие статистические данные о собираемости налогов. В половину от уровня 21 года!
Обращаю внимание, что распоряжением правительства, выездные налоговые проверки в 22 году запрещены, но нет никаких гарантий, что в 23 году их не будет. Готовиться надо уже сейчас. Призываю задуматься, но все мы учимся только на своих ошибках. Иногда они обходятся слишком дорого. #ФинансовыйРевизор поздравляет всех налогоплательщиков наступающим новым отчетным годом, неожиданно, но по теме статьи, желаю в наступающем году не попадать в поле зрения налоговиков.