Продакт-маркетолог в Яндекс.Кью, коллекционер кроссовок · 29 сент 2020
Какой тираж у лимитированных кроссовок
Примерно с 2015-го года в кроссовочной индустрии принято говорить «лимитированная коллекция», но часто не принято называть количество пар в тираже.
Последняя пара, тираж которой был известен, — это первая пара из сотрудничества adidas и Канье Уэста. 2015-й год, модель adidas Yeezy Boost 750 OG Light Brown была выпущена тиражом в девять тысяч пар. С тех пор, ни Канье, ни adidas официально никогда не сообщают о реальных тиражах. Есть формулировки limited amount/quantity, но без реальных цифр.
Иногда что-то всплывает на Reddit, иногда кто-то еще где-то сливает цифры. Но вот что интересно: часто это — огромные цифры, типа 100 тысяч, 500 тысяч пар.
Раньше было не так. До 2015-го года все, что выпускалось в сотрудничестве с кем-то, часто имело либо нумерацию каждой пары, либо было просто известно, что этих пар в мире столько-то (скажем, все пары из коллаборации того же Канье и Nike выпускались тиражом в пять тысяч пар).
Скрытие реальных цифр бренды обосновывают тем, что информация о стоках может влиять на ажиотаж на вторичном рынке, поэтому они держат это в секрете. Но иногда называют реальные цифры — т.е. используются лимитированность как часть маркетинговой стратегии. Скажем, про важнейший релиз 2020-го года — Jordan 1 Retro High Dior — известно, что их всего 8500 пар, и они пронумерованы. На StockX уже сейчас перепродано 500 пар. Т.е. это примерно 5% от общего тиража.
Но давайте посмотрим на другие пары, которые считают «лимитками». Скажем, была коллаборация 2019-го года Трэвиса Скотта на основе силуэта Air Jordan 1 High. Если смотреть на продажи на площадке StockX, то только там было продано 7.5 тысяч пар. Можно предположить, что это те же 5% от всех продаж. Тогда получается, что эти кроссовки были выпущены тиражом в 150 тысяч пар.
Или другой пример. Лимитированная пара Jordan 5 Retro Off-White Black. На StockX перепродано на сейчас 14 тысяч пар. Получается, что их тираж был в районе 300 тысяч пар. Многовато, нет, для пары, которая на ритейле стоила $225, а сегодня стоит не меньше $800?
На сегодня, в 2020, есть два вида «лимиток»:
Первый — так называемые friends&family. Выпуск таких кроссовок даже не поступает в магазины. Они выходят для друзей и семьи человека или бренда. Например, в конце 2018-го года вышли джордановские «трешки» в коллаборации в Диджей Халедом. Сам артист проговорился в сторис, что было выпущено сто пар для него, и еще сто пар бренд Jordan распространил для своих клиентов и передал в архивы. У таких пар нет даже стартовой цены, но на вторичке они стоят, как правило, в районе $7-10 k.
Второй вид — то, что называется «лимитированным» дропом, но по факту им не является. Реальная лимитированность — это что-то до пяти-шести тысяч пар. А когда под видом «лимитки» выходят кроссовки тиражом в сто тысяч, — то это уже маркетинговый буллшит. Но и он работает. Пары, цена которых на старте была $200-300, перепродаются за почти $2 k.