По мере своего развития и дифференциации психология продолжала сохранять связь с другими научными направлениями, а по мере возникновения новых, появились и черты общей заинтересованности проблемами этих новых наук и психологии.
Прежде всего, необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Почему «прежде всего»? Потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиций, как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить эмпирическим путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.
Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли. Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений.
Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает представление о двойственной сущности человека – о человеке как целостном существе, имеющем двойственную природу. Другими словами, психология совместно с философией рассматривает человека как целостное существо, в котором каким-то образом уживаются его телесные характеристики и особенности его внутреннего мира.
Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира. В частности, благодаря исследованиям известного швейцарского психолога Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных последователей известного австрийского врача и психолога 3игмунда Фрейда - неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Эриха Фромма часто используются современными социологами и философами.
Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Существенную роль в психологии играют имена таких известных ученых, как Аристотель, Р.Декарт, Дж.Локк, Д.Юм и др. Конечно, они известны, прежде всего, как крупные философы, основатели философских школ. Но их идеи серьезно повлияли на развитие психологии.
Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, который начался в России в конце XX в.
Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимно дополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение этих наук уровне теории и методологии.